Судья Елина Т.А. Дело № 33-1303/57 Докладчик Адушкина И.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: судьи-председательствующего Александрова С.В. судей Адушкиной И.В. Скипальской Л.И. при секретаре судебного заседания Ярлушкиной А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 августа 2010 года в городе Саранске дело по кассационной жалобе директора МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Филева Ю.Г. на решение Пролетарского районного суда г. Саранска от 9 июня 2010 года. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Адушкиной И.В., объяснения представителя МУ«Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Милешина В.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия установила: Учайкина О.И. обратилась в суд с иском к Администрации Пролетарского района городского округа Саранск и МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» о понуждении выполнить устройство тротуара в соответствии с СНиП 35-01-2001. В обоснование требований истица указала на то, что она является инвалидом 2 группы с детства и имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: *** Ближайший от её жилого дома магазин «Продукты» находится в доме напротив, по адресу: ***, ***, *** доступ к которому ей затруднен, поскольку отсутствует тротуар и она не может по состоянию здоровья беспрепятственно к нему пройти. Просила суд обязать Администрацию Пролетарского района городского округа Саранск и МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» выполнить устройство тротуара от корпуса *** дома *** по *** *** до магазина «Продукты» находящегося в корпусе *** того же дома в соответствии с СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятого Постановлением Госстроя от 16 июля 2001 года №73 и пунктом 4.43 Свода правил 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения», введённых в действие Постановлением Госстроя РФ от 19 июля 2002 года №89. Определениями Пролетарского районного суда г. Саранска от 24 и 26 мая 2010 года в качестве соответчиков были привлечены Администрация городского округа Саранск и ИП Аникина Г.Е. Решением Пролетарского районного суда г. Саранска от 9 июня 2010 года исковые требования Учайкиной О.И. к МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» были полностью удовлетворены. В удовлетворении исковых требований Учайкиной О.И. к Администрации Пролетарского района городского округа Саранск, Администрации городского округа Саранск и ИП Аникин Г.Е. отказано. В кассационной жалобе директор МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Филев Ю.Г. просил решение суда отменить, прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения, ссылаясь на то, что судом не исследовался вопрос бюджетного финансирования предполагаемых расходов; учреждение выступает заказчиком на строительство и ремонт территорий общего пользования в пределах красных линий, а территория указанные в иске выходит за из пределы и является придомовой территорией; осуществление действий по устройству указанного тротуара должны осуществлять управляющие компании за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, либо собственниками самостоятельно и за свой счет; в связи с тем, что городская администрация передала ИП Аникиной Г.Е. во временное владение и пользование муниципальное встроенное нежилое помещение, где сейчас и располагается магазин «Продукты», в соответствии с условиями договора арендатор обязать содержать нежилое помещение и прилегающую к магазину территорию в надлежащем состоянии. Исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения. Из материалов дела следует, что Учайкина О.И. является собственником жилого помещения расположенного по адресу: ***, ***, *** *** *** (Свидетельство о государственной регистрации права *** от 14 июля 2009 года) Судом в выездном судебном заседании установлено, что уличное покрытие, ведущее в магазин «Продукты», расположенный в *** *** по *** *** не соответствует СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», так как покрытие тротуара неровное, местами отсутствует вообще, не выдержаны размеры продольного и поперечного уклонов, отсутствует съезд с тротуара, что препятствует передвижению маломобильных групп населения на креслах-колясках или с костылями, что подтвердил допрошенный в ходе выездного заседания специалист Инспекции Госстройнадзора Республики Мордовия Купцов А.Г. Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планирование и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. В статье 9 приложения 1 «Конвенции о правах инвалидов» принятой и утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года № 61/106 указано, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими доступа к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности должны распространяться, в частности: а) на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние б) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая Согласно пункту 4.43 Свода правил 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 19 июля 2002 года № 89 предусмотрено, что реконструкция пешеходных путей микрорайонов и жилых районов необходимо вести с учётом обеспечения для ежедневной прогулки инвалидов и маломобильных групп населения, с возможностью посещения ближайшего магазина, аптеки, учреждений социального обслуживания и т.д. Свод правил содержит обязательные правила и разработан с учётом отечественного и зарубежного опыта создания безбарьерной и удобной для инвалидов среды в городе при реконструкции существующей застройки, зданий и сооружений, кроме того, содержит изменения и дополнения в блоке нормативных документов в строительстве, направленные на обеспечение условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. В статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» приведено понятие автомобильной дороги. Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Тротуары также являются элементами обустройства автомобильных дорог, следовательно, тротуар является элементом автомобильной дороги. В соответствии с пунктами 3.3; 3.4; 3.7 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учётом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов, как правило, не должен превышать 5%. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2%. Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров не допускается применения насыпных или крупноструктурных материалов, препятствующих передвижению маломобильных групп населения на креслах- колясках или с костылями. Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами не более 0,015 м. Пунктом 3 и 6 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ № 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года предусмотрено, что одним из принципов на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения. Органы местного самоуправления несут ответственность за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Пунктами 1.4.2; 9,1; 9.2 «Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск» утверждённых Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 193 предусмотрено в том числе, беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам жилой, социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в соответствии с требованиями нормативов. При проектировании и реконструкции жилых общественных и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности равные с остальными категориями населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП 31-102-99, СП 35-103-2001, ВСН 62-91*, РДС 35-201-99. В нормативах также регламентировано, что к объектам подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов относятся в том числе: жилые и административные здания и сооружения, объекты торговли, тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей. Судом первой инстанции установлено, что границы земельного участка по почтовому адресу ориентира: ***, *** *** *** не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, данный земельный участок относится к государственной собственности. Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (с изменениями и дополнения) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Подпунктом 25 пункта 1 статьи 9 и п.п. 3 статьи 10 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 200 5 года № 177 (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе организация благоустройства. В целях разрешения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования обладают полномочиями, в том числе по созданию муниципальных предприятий и учреждений, их финансированием, формированием и размещением муниципального заказа. Пунктом 9 Устава МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предусмотрено, что учреждение создано в целях обеспечения муниципальных нужд в области жилищно-коммунального хозяйства. Задачами учреждения являются содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог республиканского и федерального значения. Пунктом 30 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24 апреля 2003 года № 304 предусмотрено, что дороги и тротуары должны содержаться в надлежащем состоянии. Планом благоустройства внутриквартальных и дворовых территорий Пролетарского района городского округа Саранск на 2010-2012 года, который за №124 9 февраля 2010 года направлен в МУ «Дирекцию коммунального хозяйства и благоустройства» для исполнения и Решением Совета депутатов городского округа Саранска от 01 июня 2010 года № 553, которым утверждена городская целевая программа «Комплексное благоустройство дворовых территорий в городском округе Саранск на 2010-2012 годы» предусмотрено благоустройство, в том числе квартала, где проживает Учайкина О.И и на это благоустройство выделено финансирование. Следовательно, необоснованным является довод кассационной жалобы о том, что судом не исследовался вопрос бюджетного финансирования предполагаемых расходов. Поскольку договором, заключенным между ИП «Аникина Г.Е.» и Администрацией городского округа Саранск № 00000790 4893 от 10 октября 2008 года на срок 11 месяцев (срок действия договора в настоящее время истек) и договором купли-продажи № 49 от 21 мая 2010 года нежилого помещения (договор не прошёл государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службе по Республике Мордовия) не предусматривалось и не предусмотрено то обстоятельство, что уличное покрытие - тротуар, ведущий к магазину должен быть отремонтирован ИП «Аникина Г.Е.», суду не представлено доказательство того, что за ИП «Аникина Г.Е.» оформлен земельный участок, на котором расположен магазин, довод кассационной жалобы о том, что тротуар к магазину «Продукты» должен быть отремонтирован ИП «Аникина Г.Е» не принимается. Несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что тротуар к магазину «Продукты» должен быть отремонтирован жильцами многоквартирного дома и товариществом собственников жилья, поскольку придомовой территорией является земельный участок, расположенный вблизи жилого дома и в соответствии с действующим законодательством земельный участок должен быть разграничен. В настоящее время определить, где начинается придомовая территория ***, в котором находится магазин - невозможно. Выводы суда первой инстанции мотивированны, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не установлено. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается. На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия о п р е д е л и л а: решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 июня 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу директора МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Филева Ю.Г. - без удовлетворения. Председательствующий С.В.Александров Судьи И.В.Адушкина Л.И.Скипальская
объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, рабочие
места и т.п.;
электронные службы и экстренные службы.