Взыскание единовременной страховой выплаты, перерасчет ежемесячных страховых выплат



Судья Козлов А.М. Дело № 33-1365/31

Докладчик Адушкина И.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Александрова С.В.

судей Адушкиной И.В.

Скипальской Л.И.

с участием помощника прокурора

Республики Мордовия Каштановой Е.В.

при секретаре Ярлушкиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 августа 2010 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе заместителя начальника ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия Тимонина И.В. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 июля 2010 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., объяснения истца Чукарева А.А.и его представителя Кочнева С.В. об оставлении решения без изменения, мнение помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

установила:

Чукарев А.А. обратился в суд с иском к ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о взыскании единовременной страховой выплаты, компенсации морального вреда и изменении размера ежемесячных страховых выплат. В обоснование иска указал, что 8 августа 1984 г. в период работы в должности водителя в Объединенном автохозяйстве Минбыта МАССР при производстве ремонта генератора автомобиля он получил производственную травму. 25 января 2010 г. в связи с данной травмой бюро медико-социальной экспертизы ему впервые установлена утрата профессиональной трудоспособности в размере 30 %. Приказом ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия № 918-В от 19 марта 2010 г. ему была назначена ежемесячная страховая выплата в размере ***. Производить единовременную страховую выплату ответчик отказался, поскольку законодательством, действовавшим на момент получения производственной травмы, не предусматривался такой вид возмещения вреда, как единовременная страховая выплата.

Считал отказ в единовременной страховой выплате незаконным и необоснованным. В связи с тем, что было незаконно отказано в единовременной страховой выплате, ему был причинен моральный вред, который он оценивает в *** рублей.

Просил взыскать с ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия в его пользу единовременную страховую выплату в размере *** рублей, в счет компенсации морального вреда *** *** рублей и обязать ответчика назначить и выплачивать ему с 1 апреля 2010 г. ежемесячную страховую выплату в размере ***.

Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 июля 2010 г. производство по данному делу в части исковых требований о возложении обязанности на ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия назначить и выплачивать Чукареву А.А. с 1 апреля 2010 г. ежемесячную страховую выплату в размере ***. прекращено в виду отказа истца от исковых требований в этой части.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 июля 2010 г. с ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия взыскано в пользу Чукарева А.А. единовременная страховая выплата в размере *** рублей, государственная пошлина в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в размере ***.

В остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе заместитель начальника ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия Тимонин И.В. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на то, что несчастный случай на производстве и установление утраты профессиональной трудоспособности произошли до 1 декабря 1992 года, времени введения в действие «Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» от 24 декабря 1992 г. № 4214-1, поэтому Чукарев А.А. не имеет право на получение единовременной выплаты.

В возражениях на кассационную жалобу Чукарев А.А. просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его правильным.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» лица, получившие повреждение здоровья в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей до вступления в силу данного Закона, получают право на обеспечение по страхованию при условии, что их право на возмещение вреда было установлено в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4241-1 "Об утверждении Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей" (далее - Правила), действовавшего до вступления в силу Федерального закона, выплата единовременного пособия производилась в случаях трудового увечья, полученного после введения в действие указанных Правил (с 1 декабря 1992 г.).

Таким образом, если страховой случай (несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание) произошел до 1 декабря 1992 года, а утрата трудоспособности или смерть застрахованного имели место до вступления в силу Федерального закона, то право на единовременную страховую выплату не возникает, поскольку Федеральный закон обратной силы не имеет, а законодательством, действовавшим до введения в действие Правил, выплата единовременного пособия не предусматривалась.

Вместе с тем при вступлении в силу Федерального закона вышеуказанная норма Правил была отменена.

Следовательно, если право на получение единовременной страховой выплаты (утрата профессиональной трудоспособности или смерть застрахованного) возникло после 06 января 2000 года, единовременная страховая выплата назначается независимо от даты произошедшего несчастного случая (установления диагноза профессионального заболевания).

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о несостоятельности доводов кассационной жалобы о том, что трудовое увечье имело место в 1984 году в период, когда действующим на тот момент законодательством не была предусмотрена данная выплата, поэтому Чукарев А.А. не имеет право на получение единовременной страховой выплаты.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.

Материалы дела исследованы судом полно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставиться вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя начальника ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия Тимонина И.В.- без удовлетворения.

Председательствующий С.В.Александров

Судьи И.В.Адушкина

Л.И.Скипальская