о назначении досрочной трудовой пенсии



Судья Бакланова Т.Н. Дело № 33-1404/27 Докладчик Стариннова Л.Д.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Александрова С.В.

судей Старинновой Л.Д.

Скипальской Л.И.

при секретаре Ярлушкиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 31 августа 2010 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе Седойкиной Л.А. на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 11 июня 2010 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Седойкина Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование требований указала, что 11 февраля 2010 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением данного пенсионного органа от 16 февраля 2009 г. №150 в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Требуется не менее 25 лет, имеется 14 лет 0 месяцев 14 дней. При этом в ее специальный стаж не были включены периоды работы: с 1 октября 1984 г. по 17 февраля 1985 г., 18 дней в июле 1985 г., 19 дней в августе 1985г., 20 дней в июле 1986 г., 11 дней в сентябре 1988 г., 14 дней в декабре 1988 г., 13 дней в феврале 1989 г. из-за отсутствия начисления заработной платы. Не включены в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 г. по 15 ноября 1993 г. и с 16 декабря 1993 г. по 31 марта 1994 г., периоды работы в должности методиста в Доме детского творчества с 24 июня 1999 г. по 30 сентября 2001 г., с 1октября 2001г. по 1 сентября 2009 г. в должности педагога дополнительного образования в Доме детского творчества.

Считала отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, просила отменить решение пенсионного органа от 16 февраля 2009 г. №150, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью спорные периоды и назначить льготную пенсию с 11 февраля 2010 г., поскольку ее педагогический стаж составляет более 25 лет.

11 июня 2010 г. Седойкина Л.А. обратилась в суд с заявлением, в котором предъявила дополнительные исковые требования, просила включить в ее специальный периоды ее работы с 1 ноября 1994 г. по 31 декабря 1994 г., с 1 февраля 1995 г. по 31 мая 1995 г., октябрь 1995 г., поскольку в данные периоды она выполняла обязанности учителя начальных классов *** средней школы *** ***, то есть осуществляла педагогическую деятельность.

Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 11 июня 2010 г. в удовлетворении исковых требований Седойкиной Л.А. отказано.

В кассационной жалобе Седойкина Л.А. считает решение суда незаконным, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение обжалуемым судебным постановлением ее пенсионных прав.

Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом 11 февраля 2010 г. Седойкина Л.А. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Чамзинском муниципальном районе № 150 от 16 февраля 2010 г. истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 г. № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. По мнению ответчика, специальный стаж истицы на день обращения за назначением пенсии составлял менее 25 лет - 14 лет 14 дней. В специальный педагогический стаж заявительницы не включены периоды работы: с 24 июня 1999 г. по 30 сентября 2001г. в должности методиста Дома детского творчества, так как должность «методист» не предусмотрена Списком должностей; с 1 октября 2001 г. по 1 сентября 2009 г. в должности педагога дополнительного образования в Доме детского творчества; с 1 сентября 2009 г. по 10 февраля 2010 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ ДОД «*** детско-юношеская спортивная школа», так как не имеется условий, предусмотренных пунктом 12 Правил, в соответствии с которыми работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» (учреждения дополнительного образования детей) списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы. Кроме того, работа в должности заместителя директора в учреждениях дополнительного образования детей подлежит включению в специальный стаж за период до 1 ноября 1999 г. Не включены также в специальный стаж истицы период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 г, по 15 ноября 1993 г., с 16 декабря 1993 г. по 31 марта 1994г., так как в специальный стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, имевший место до 6 октября 1992г., то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Не включены в специальный стаж периоды отвлечений от основной работы с 6 февраля 1995 г. по 10 февраля 1995 г., с 3 января 1996 г. по 11 января 1996 г., с 16 сентября 1996 г. по 16 октября 1996 г.- нахождение в отпусках без содержания.

Кроме того, ответчиком не включены в специальный педагогический стаж истицы 18 дней в июле 1985 г., 19 дней в августе 1985 20 дней в июле 1986 г., 11 дней в сентябре 1988 г., 14 дней в декабре 1988 г., 13 дней в феврале 1989 г. из-за отсутствия начисления заработной платы.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из пункта 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ Постановлением от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждении, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанным Списком должность « методист» не поименована.

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости липам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с I января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г, в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

В силу пункта 4 названных Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно пункта 8 Правил работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка за период до 1 ноября 1999 г.

Руководствуясь приведенными положениями закона и проверив обоснованность отказа истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, суд пришел к правильному выводу, что отсутствуют правовые основания для назначения истице такой пенсии.

Так, отклоняя исковые требования в части включения в стаж для назначения пенсии период работы истицы с 1 октября 1984 года по 17 февраля 1985 года в должности воспитателя ясли- сада треста « Мордовсельстврой», суд правильно посчитал, что представленными в дело материалами не подтверждается факт работы истицы и начисление ей заработной платы в указанный период. Эти выводы суда подтверждены ведомостями на выдачу заработной платы, из которых следует, что истица в качестве работника данного учреждения не поименована, заработная плата ей не начислялась, а в приказе о приеме на работу с 1 октября 1984 года, датированным 4 февраля 1985 года № 45 имеются подчистки в части указания даты приема на работу. По этим основаниям суд правильно не включил спорный период в льготный стаж работы.

Правильным является вывод суда о том, что ответчик необоснованно не включил в стаж истицы периоды, в течение которых она получала пособие по временной нетрудоспособности: 19 дней в августе 1985 г., 20 дней в июле 1986 г.. 11 дней в сентябре 1988 г., 13 дней в феврале 1989 г., то есть 63 календарных дня. Получение за эти дни истицей пособия по временной нетрудоспособности подтверждается материалами дела. Однако правомерно не включено 18 дней в июле 1985 года, 14 дней в декабре 1988 года, поскольку за этот период отсутствует начисление заработной платы и данные о получения истицей пособия по временной нетрудоспособности.

Разрешая иск в части включения в стаж периода работы истицы с 24 июня 1999 г. по 30 сентября 2001г. в должности методиста Дома детского творчества, суд правильно исходил из того, что данная должность не предусмотрена вышеназванным Списком и работа в ней не может рассматриваться как педагогичная деятельность. Вместе с тем из материалов дела видно, что в указанный период истица одновременно выполняла обязанности педагога дополнительного образования. В связи с этим, с учетом положений пункта 4 названных Правил суд сделал правильный вывод, что период работы с 24 июня 1999 года по 1 сентября 2000 года в качестве педагога дополнительного образования подлежал включению в педагогический стаж истицы независимо от выработанной нормы педагогической нагрузки.

Вместе с тем суд правильно не зачел в стаж выполнение истицей работы в качестве педагога дополнительного образования после 1 сентября 2000 года, поскольку истица не выработала норму педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы.

Согласно постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) педагогам дополнительного образования учреждений дополнительного образования составляет 18 часов.

Аналогичная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы предусматривалась для педагогических работников Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года № 20-58-196/20-5/7).

Между тем материалами дела установлено и не оспаривалось истицей, что в спорный период, выполняя обязанности педагога дополнительного образования, истица имела педагогическую нагрузку- 8 час.(л.д. 19)

Суд правомерно признал необоснованным решение пенсионного органа в части невключения в стаж для назначения пенсии отпуска по уходу за ребенком с 6 октября 1992 г. по 15 ноября 1993 г., поскольку предоставление данного отпуска имело место до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Между тем, законодательно не закреплено ограничение на включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, если он был предоставлен до вступления в силу названного закона от 25 сентября 1992 года.

Однако суд правомерно не включил в стаж для назначения пенсии отпуск по уходу за ребенком до трех лет, который был предоставлен с 16 декабря 1993 г. по 31 марта 1994 г., поскольку этот отпуск был предоставлен уже после 6 октября 1992 года, после того как истица приступила к выполнению своих должностных обязанностей.

Отказывая в удовлетворении иска в части невключения в стаж для назначения пенсии периодов работы в качестве педагога дополнительного образования с 1 октября 2001 года по 1 сентября 2009 года, и в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ ДОД «*** детско-юношеская спортивная школа», суд правильно исходил из положений пункта 8 и 12 Правил, а именно работа в должности заместителя директора учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка включается только за период до 1 ноября 1999 г., а на 1 января 2001 г. истица имела стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью менее 16 лет 8 месяцев, поскольку с учетом всех включенных периодов работы пенсионным органом и по решению суда на указанную дату истица имела стаж работы 16 лет 4 месяца, а в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г, не работала в должностях указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

При таких обстоятельствах суд правильно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и по мотивам, изложенным в решении, обоснованно отклонены.

Судебная коллегия по гражданским делам согласна с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для признания их неправильными.

Решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь абзацем 2 статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 11 июня 2010г. оставить без изменения, кассационную жалобу Седойкиной Л.А.- без удовлетворения.

Судья-председательствующий Александров С.В.

Судьи Стариннова Л.Д.

Скипальская Л.И.