о понуждении предоставления субсидии на приобретение жилья за счет средств бюджета РМ



Судья Ганченкова В.А. Дело № 33-1557/57Докладчик Литюшкин В.И.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Литюшкина В.И.

судей Козиной Е.Г. и Межевовой Н.И.

с участием секретаря Смелковой Г.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 сентября 2010 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе представителя Киреева А.А. - Соломатина А.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 июля 2010 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия
Литюшкина В.И., объяснения Киреева А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Киреев А.А. обратился в суд с иском к Правительству Республики Мордовия о понуждении предоставления субсидии на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Мордовия.

В обоснование требований он указал, что является участником боевых действий в Республике Афганистан. С 2004 года он зарегистрирован в реестре претендентов на получение субсидии для приобретения жилья за счет средств республиканского бюджета, однако до настоящего времени субсидия на приобретение жилья ему ответчиком не предоставлена. Исходя из нормы предоставления жилья, стоимости 1 кв.м. жилья и состава его семьи, считает, что размер субсидии должен составлять *** рублей.

На основании этого, он просил суд возложить на Правительство Республики Мордовия обязанность предоставить ему на состав семьи из трех человек субсидию на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Мордовия в размере *** рублей и взыскать с ответчика в его пользу в возмещение понесенных им расходов по составлению искового заявления *** рублей.

В заявлении от 1 июля 2010 г. Киреев А.А. изменил исковые требования. Он просил суд возложить на Правительство Республики Мордовия обязанность предоставить ему на состав семьи из трех человек субсидию на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Мордовия и взыскать с ответчика в его пользу в возмещение понесенных им расходов по составлению искового заявления *** рублей.

В заявлении от 22 июля 2010 г. Киреев А.А. увеличил исковые требования. Он просил суд возместить понесенные им расходы по оплате государственной пошлины, по оформлению доверенности, по составлению искового заявления и по оплате помощи представителя.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 июля 2010 г. отказано в удовлетворении исковых требований Киреева А.А.

В кассационной жалобе представитель Киреева А.А. - Соломатин А.А. просил решение суда отменить, ссылаясь на то, что право Киреева А.А. на получение субсидии было нарушено, поскольку несколько субсидий было выделено гражданам, вставшим на учет значительно позже Киреева А.А. и не обладавшим правом на внеочередное улучшение жилищных условий. Ссылается на то, что в решении указано о рассмотрении дела с участием ответчика - Администрации городского округа Саранск, хотя исковые требования к Администрации городского округа Саранск не заявлялись и она участия в рассмотрении дела не принимала.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что Киреев А.А. проходил военную службу в Республике Афганистан и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается справкой Военного комиссариата Пролетарского района г. Саранска, военным билетом и удостоверением.

С 26 декабря 2003 г. Киреев А.А. включен в список очередности на улучшение жилищных условий в администрации Пролетарского района г. Саранска.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени Кирееву А.А. субсидия на приобретение жилья не выделялась. Киреев А.А. имеет состав семьи из трех человек: Киреев А.А., Киреева С.Н. - жена и Киреев А.А.- сын.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что предоставление Кирееву А.А. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья во внеочередном порядке нарушит права других граждан, вставших на очередь раньше его и имеющих равное с ним право на получение такой меры социальной поддержки, что недопустимо.

Согласно пункту 3 части первой статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. №155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» установлено, что формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению социальных выплат, согласно Порядку предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденному указанным Постановлением Правительства Республики Мордовия, осуществляются Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия.

Из письма Министерства труда и социальной защиты населения Республики Мордовия от *** г. *** усматривается, что в списке очередности на улучшение жилищных условий Киреев А.А. зарегистрирован под номером ***.

Следовательно, Киреев А.А. по мере поступления субвенций из федерального бюджета в порядке очередности подлежит обеспечению социальной выплатой на строительство или приобретение жилья.

Вместе с тем, в целях предоставления дополнительных гарантий по реализации конституционного права граждан на жилище Правительством Республики Мордовия было принято решение о выделении безвозмездные субсидии на строительство, реконструкцию и приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета.

В целях реализации данной задачи Правительством Республики Мордовия постановлением от 22 марта 2001 г. № 120, было утверждено Положение о предоставлении гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия.

По ходатайству администрации Пролетарского района г. Саранска с 12 февраля 2004 г. Киреев А.А. был включен в список претендентов на получении субсидии на приобретение жилья под номером *** в соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 указанного постановления Правительства Республики Мордовия, что подтверждается письмом заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства Республики Мордовия Руженкова В.В. от 17 января 2005 г.

В настоящее время выделение субсидий на приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета регламентируется Положением о предоставлении гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. № 7.

Согласно данному Положению уполномоченным органом по предоставлению субсидий является Государственная комиссия по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.

В соответствии с пунктом 17 указанного Положения уполномоченный орган принимает от администраций ходатайства и заключения с приложением документов, указанных в пункте 14 настоящего Положения, лишь в пределах выделенных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.

8 января 2008 г. Кирееву А.А. было сообщено, что его регистрационный номер в реестре претендентов на получение безвозмездных субсидий на приобретение жилья -***.

Согласно выписке из реестра претендентов на получение безвозмездных субсидий регистрационный номер Киреева А.А. на июнь 2010 год - ***, по категории «участники и ветераны боевых действий» в реестре зарегистрировано *** человека.

Соответственно, Киреев А.А. по мере выделения бюджетных ассигнований в порядке очередности также подлежит обеспечению социальной выплатой на приобретение жилья.

Доводы истца и его представителя о том, что Кирееву А.А. должна быть выделена субсидия на приобретение жилья во внеочередном порядке, не состоятельны, поскольку каких-либо доказательств преимущественного (внеочередного) права на получение субсидии им не представлено.

То обстоятельство, что Правительством Республики Мордовия были выделены субсидии гражданам, включенным в реестр позже Киреева А.А., само по себе не может служить основанием для предоставления Кирееву А.А. такой субсидии во внеочередном порядке.

В соответствии с вышеуказанным Положением правом на получение субсидии обладают поименованные в пункте 6 категории граждан и члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Распределение выделенных бюджетных ассигнований производится уполномоченным органом дифференцированно в зависимости от категории граждан, их численности в очередности и объема выделенных средств. Кроме того, при выделении субсидий учитывается не только дата включения в реестр претендентов, но и дата признания нуждающимся в улучшении жилищных условий,

В решении суда рассмотрены все случаи выделения субсидий гражданам, включенным в реестр позже истца, и сделан обоснованный вывод, что во всех этих случаях выделение субсидий не нарушало прав Киреева А.А., поскольку данные граждане имели право на получение субсидий не только как участники и ветераны боевых действий, но и по иным категориям и основаниям.

Утверждения в жалобе о том, что граждане, включенные в реестр позже истца, правом на внеочередное получение субсидий по сравнению с истцом не обладали, противоречат материалам дела.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для возложения на Правительство Республики Мордовия обязанности внеочередного предоставления Кирееву А.А. субсидии на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Мордовия нет.

Ссылка в кассационной жалобе представителя истца на допущенную в решении суда опечатку, о том, что дело рассмотрено с участием представителя Администрации городского округа Саранск, сама по себе не может повлечь отмену решения суда, поскольку не влияет на существо принятого судебного решения.

Другие доводы кассационной жалобы повторяют фактические и правовые основания возражений ответчика, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 ГПК РФ.

Материалы дела исследованы судом полно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 июля 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Киреева А.А. - Соломатина А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий В.И. Литюшкин

Судьи Е.Г. Козина

Н.И. Межевова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200