Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: судьи-председательствующего Александрова С.В. судей Старинновой Л.Д. Скипальской Л.И. при секретаре Ярлушкиной А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании от 7 сентября 2010 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе представителя Патрина С.П. Куклянова В.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 июля 2010 г. Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснение Патрина С.П. и его представителя Куклянова В.А., действующего по ордеру № 75 от 7 сентября 2010 года, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Федотовой Т.В., действующей по доверенности № 1053 от 6 сентября 2010 года, возразившей относительно доводов кассационной жалобы; судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия установила: Патрин С.П. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. В обоснование требований истец указал, что решением пенсионного органа от 17 февраля 2010 г. № 88652/236 в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж ответчиком не были включены периоды его работы: с 7 декабря 1987 г. по 20 ноября 1989 г. в должности старшего инженера участка оперативного обслуживания самолетов АН-2; с 24 июня 1994 г. по 31 августа 2006 г. - в должности главного инженера, с 1 сентября 2006 г. по 18 июля 2007 г. - в должности главного инженера АТБ ОАО «Авиалинии ***» (ранее *** объединенный авиаотряд), поскольку данные должности не предусмотрены перечнем должностей работников авиации, которым устанавливается право на досрочную трудовую пенсию согласно Списка должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. №459. Считал отказ в досрочном назначении трудовой пенсии неправомерным. Просил суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия №88652/236 от 17 февраля 2010 г., зачесть ему в специальный стаж спорные периоды работы и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента подачи заявления в пенсионный орган. В заявлении от 14 июля 2010 г. истец уточнил исковые требования, просил суд обязать пенсионный орган назначить ему досрочную трудовую пенсию с 20 апреля 2010 г., остальные требования оставил в том же объеме. Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 июля 2010 г. исковые требования Патрина С.П. оставлены без удовлетворения. В кассационной жалобе Патрин С.П. считает решение суда незаконным, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение обжалуемым судебным постановлением его пенсионных прав. Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим отмене. Из решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия от 17 февраля 2010 г. № 88652/236 усматривается, что Патрину С.П. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам подпункта 15 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В специальный стаж пенсионным органом не были включены периоды его работы: с 7 декабря 1987 г. по 20 ноября 1989 г. в должности старшего инженера участка оперативного обслуживания самолетов АН-2; с 24 июня 1994 г. по 31 августа 2006г. - в должности главного инженера, с 1 сентября 2006 г. по 18 июля 2007 г. - в должности главного инженера АТБ ОАО «Авиалинии ***» (ранее *** объединенный авиаотряд), поскольку данные должности не предусмотрены перечнем должностей работников авиации, которым устанавливается право на досрочную трудовую пенсию, который обеспечен Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. №459.(л.д. 6) Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленные в дело документы о специальном стаже истца в оспариваемые периоды работы не подтверждают его непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, с которым закон связывает право на назначение пенсии по нормам подпункта 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения. В силу подпункта 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет; В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Пунктом «и» части 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работника летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года №459. Согласно Списка должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года №459, правом на льготную пенсионное обеспечение на основании названного Списка пользуются инженеры всех наименований. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно - испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями. До вступления в силу Постановления Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года №459 действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно- испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 года № 1412, где пунктом 11 было предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации. Как подтверждено материалами дела истец в спорные периоды с 7 декабря 1987 г. по 20 ноября 1989 г. работал в должности старшего инженера участка оперативного обслуживания самолетов АН-2; с 24 июня 1994 г. по 31 августа 2006г. - в должности главного инженера АТБ, с 1 сентября 2006 г. по 18 июля 2007 г. - в должности главного инженера АТБ ОАО «Авиалинии ***» (ранее *** объединенный авиаотряд (л.д. 8-10) С учетом оспариваемых периодов работы и зачтенных пенсионным органом специальный стаж истца на день обращения за назначением пенсии - 20 апреля 2010 года, составляет 25 лет 1 мес. 25 дней (л.д.36). Льготный характер работы истца в указанных должностях подтверждается имеющимися в деле доказательствами: а именно справкой работодателя - ОАО « Авиалинии ***», из которой следует, что в вышеуказанные периоды истец был занят непосредственно на работ по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, расположенных на открытом воздухе на стояке воздушных судов( летательных аппаратов) аэродрома ***. Ангаров и иных закрытых помещений для обслуживания воздушных судов ( летательных аппаратов) в *** объединенном авиаотряде и у его правопреемника ОАО « Авиалинии ***» не имелось в настоящее время не имеется, Положением об авиационно- технической базе (АТБ) ОАО « Авиалинии ***», осуществляющей оперативное техническое обслуживание и текущий ремонт воздушных судов, должностной инструкцией главного инженера АТБ, которой предусмотрено, что главный инженер обязан лично принимать участие в техническом обслуживании воздушных судов, пояснениями свидетеля Б.Г.Н., А.М.Г., подтвердивших, что в спорные периоды работа истца была связана с непосредственным техническим обслуживанием и поддержанием летной годности воздушных судов. (л.д. 12-20, 21-23, 45-46) Изложенное свидетельствует о том, что истец в спорные периоды был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Ссылку суда, что приведенные истцом доказательства не основаны на каких- либо первичных документах, голословны и содержат неубедительные сведения о наличие льготного характера работы истца в спорные периоды, а к показаниям свидетелей суд относится критически, нельзя признать обоснованной. В нарушении положений части 4 статьи 67 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ указанный вывод суда не мотивирован имеющимися в деле материалами, которые бы опровергали доказательства, представленные истцом, которые суд отверг. Более того, положения закона, регулирующего правовые условия и порядок назначения такой пенсии, предусматривает, что занятость таких работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями. В связи изложенным судебная коллегия считает неправильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное решение, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение которым исковые требования Патрина С.П. удовлетворить. На основании изложенного, руководствуясь абзацем 4 статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 июля 2010г. отменить и принять новое решение, которым исковые требования Патрина С.П. удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия №88652/236 от 17 февраля 2010 г. об отказе в назначении Патрину С.П. досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия включить Патрину С.П. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с 7 декабря 1987 г. по 20 ноября 1989 г. в должности старшего инженера участка оперативного обслуживания самолетов АН-2; с 24 июня 1994 г. по 31 августа 2006 г. - в должности главного инженера, с 1 сентября 2006 г. по 18 июля 2007 г. - в должности главного инженера АТБ ОАО «Авиалинии ***» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 20 апреля 2010 года. Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Патрина С.П. расходы по оплате госпошлины в размере *** руб. Судья-председательствующий Александров С.В. Судьи Стариннова Л.Д. Скипальская Л.И.