Назначение досрочной трудовой пенсии по старости



Судья Крысина З.В. Дело № 33-1471/27 Докладчик Володина Г.Ф. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Александрова С.В.,

судей Володиной Г.Ф.,

Скипальской Л.И.,

при секретаре судебного заседания Королевой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 07 сентября 2010г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 июня 2010г.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф.; исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Лияскина Л.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» (далее по тексту - ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия») о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. В обоснование требований указала, что решением начальника ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» от 10 ноября 2009 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный стаж в календарном исчислении были засчитаны следующие периоды: с 13.09.1984 по 15.01.1985 - отпуск по беременности и родам (как период получения пособия по временной нетрудоспособности), с 16.01.1985 по 23.11.1985 и с 12.03.1986 по 09.03.1987 года - отпуск без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в период ее работы в должности акушерки *** фельдшерско-акушерского пункта. Не были засчитаны в специальный стаж периоды ее работы с 10.03.1987 по 11.02.1990 и с 25.03.1990 по 21.10.1991 в должности медсестры в *** врачебной амбулатории.

Просила суд решение начальника ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 10 ноября 2009 г. признать незаконным и отменить, обязать Пенсионный фонд включить спорные периоды в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 30 ноября 2009 г.

В заявлении от 28 июня 2010 г. истица Лияскина Л М. исковые требования уточнила, просила суд решение начальника ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» от 10 ноября 2009 г. признать незаконным и отменить, обязать Пенсионный фонд включить ей в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца периоды: с 13.09.1984 по 15.01.1985 - период отпуска по беременности и родам, как период получения пособия по временной нетрудоспособности, с 16.01.1985 по 23.11.1985 и с 12.03.1986 по 09.03.1987 - период нахождения в отпуске без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в период ее работы в должности акушерки *** фельдшерско-акушерского пункта, с 10.03.1987 по 11.02.1990 и с 25.03.1990 по 21.10.1991 года - в должности медсестры в *** врачебной амбулатории и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 05 октября 2009 г.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 июня 2010г. постановлено: «иск Лияскиной Л.М. удовлетворить.

Признать решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №*** от 10 ноября 2009 года незаконным и отменить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить Лияскиной Л.М. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца периоды:

-с 13 сентября 1984 года по 15 января 1985 года - период отпуска по беременности и родам, как период получения пособия по временной нетрудоспособности,

-с 16 января 1985 года по 23 ноября 1985 года и с 12 марта 1986 года по 9 марта 1987 года - период нахождения в отпуске без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в должности акушерки *** фельдшерско-акушерского пункта,

-с 10 марта 1987 года по 11 февраля 1990 года и с 25 марта 1990 года по 21 октября 1991 года - в должности медсестры в *** врачебной амбулатории.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Лияскиной Л.М. досрочную трудовую пенсию по старости с 5 октября 2009 года по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Лияскиной Л.М. 200 (двести) рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины».

В кассационной жалобе начальник ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» И. считает решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм пенсионного законодательства, просит его отменить, ссылаясь на то, что суд незаконно возложил обязанность на Пенсионный фонд включить в специальный стаж истице в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца периоды: с 13.09.1984 по 15.01.1985 - период отпуска по беременности и родам, как период получения пособия по временной нетрудоспособности, с 16.01.1985 по 23.11.1985 и с 12.03.1986 по 09.03.1987 - период нахождения в отпуске без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в период ее работы в должности акушерки *** фельдшерско-акушерского пункта, поскольку в данные периоды сохраняются только трудовые отношения, лечебная деятельность не осуществляется. Также указал, что в специальный стаж не могут быть засчитаны периоды работы истицы с 10.03.1987 по 11.02.1990 и с 25.03.1990 по 21.10.1991 в должности медсестры в *** врачебной амбулатории, поскольку учреждение не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что решением ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» от 10 ноября 2009 г. № *** Лияскиной Л.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001г. Периоды с 13.09.1984 по 15.01.1985 - отпуск по беременности и родам (как период получения пособия по временной нетрудоспособности), с 16.01.1985 по 23.11.1985 и с 12.03.1986 по 09.03.1987 года - отпуск без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в период ее работы в должности акушерки *** фельдшерско-акушерского пункта засчитаны в специальный стаж истицы в календарном исчислении.

Также в специальный стаж истицы не были засчитаны периоды ее работы с 10.03.1987 по 11.02.1990 и с 25.03.1990 по 21.10.1991 в должности медсестры в *** врачебной амбулатории.

По мнению Пенсионного фонда, специальный стаж истицы составил 23 года 9 месяцев 9 дней.

Суд первой инстанции правомерно признал данное решение Пенсионного фонда незаконным.

Из трудовой книжки Лияскиной Л.М. (до брака ***.) следует, что она 05.05.1984 принята на должность акушерки в *** фельдшерско-акушерский пункт *** врачебной амбулатории (пр. № 51 от 04.06.1984), 10.03.1987 в порядке перевода назначена на должность участковой педиатрической медсестры *** врачебной амбулатории (пр.№ 15 от 09.03.1987), 01.09.1988 в порядке перевода назначена на должность школьной медсестры (пр.№ 61 от 29.08.1988), 01.10.1990 в порядке перевода назначена на должность участковой медсестры (пр. № 45 §2 от 01.09.1990), 21.10.1991 уволена по собственному желанию (пр. № 54 § от 21.10.1991).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, действующим до принятия Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, было предусмотрено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв.Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781, правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, наделены средний медицинский персонал: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), заведующий медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер) в больницах всех наименований, в том числе, и в амбулаториях.

Таким образом, право на трудовую пенсию по старости работники учреждений здравоохранения имеют в связи с характером выполняемой ими работы, то есть лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В силу подпункта «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Согласно трудовой книжке истицы она с 05.06.1984 по 10.03.1987 работала в должности акушерки *** фельдшерско-акушерского пункта.

Судом установлено, что в период с 13.09.1984 по 15.01.1985 Лияскина Л.М. находилась в отпуске по беременности и родам, а с 16.01.1985 по 23.11.1985 и с 12.03.1986 по 09.03.1987 - в отпуске без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лияскина Л.М. находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, в период нахождения Лияскиной Л.М. в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», п. 2 которого предусматривал, что с 01 декабря 1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений и оговорок.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

В силу пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

Таким образом, периоды нахождения Лияскиной Л.М. в отпуске по беременности и родам с 13.09.1984 по 15.01.1985, а также периоды нахождения истицы в отпуске без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16.01.1985 по 23.11.1985 и с 12.03.1986 по 09.03.1987, предоставленные ей до 06 октября 1992 г., должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении.

Признавая решение Пенсионного фонда в части не включения в специальный стаж истицы периодов работы с 10.03.1987 по 11.02.1990 и с 25.03.1990 по 21.10.1991 в должности медсестры в *** врачебной амбулатории незаконным, суд правильно указал в решении о том, что истица в данный период работала в медицинском учреждении - *** врачебной амбулатории.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии со статьями 12 - 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

На основании постановления администрации г. Саранска МССР от *** г. №*** *** врачебная амбулатория была реорганизована в поликлинику №*** г. Саранска.

Справкой Управления здравоохранения Администрации г. Саранска № *** от *** подтверждается, что *** врачебная амбулатория в период с 1982 года по 1993 год оказывала лечебно-профилактическую медицинскую помощь сельскому населению. Функции *** врачебной амбулатории после ее реорганизации в МУЗ «Городская поликлиника № ***» не изменились.

Как было указано ранее, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусматривающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитывается в стаж работы в календарном исчислении, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Аналогичная норма действовала и в 1987-1991 годах, в период выполнения истицей обязанностей медсестры в *** врачебной амбулатории, что предусмотрено пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, - один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Согласно постановления главы Администрации г.Саранска №*** от *** в связи со значительным увеличением количества населения, проживающих в населенных пунктах, обслуживаемых *** врачебной амбулаторией, на ее базе была создана поликлиника №*** г.Саранска.

Из справки, представленной Муниципальным учреждением здравоохранения «Городская поликлиника №***» следует, что *** врачебная амбулатория и соответственно Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №***» находятся в сельской местности и обслуживают сельское население.

Таким образом, деятельность *** врачебной амбулатории, где работала истица в оспариваемые периоды, была связана с лечебно-профилактической деятельностью по охране здоровья населения. Поэтому выполнение истицей должностных обязанностей медсестры *** врачебной амбулатории, переименованной в 1993 году в поликлинику № *** г. Саранска, свидетельствует об осуществлении истицей лечебной деятельности по охране здоровья населения, что дает ей право на включение этих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца.

Выводы суда подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, приведя исчерпывающие обоснования своих выводов.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 июня 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» И.. - без удовлетворения.

Председательствующий Александров С.В.

Судьи Володина Г.Ф.

Скипальская Л.И.