О назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.



Судья Догорова Е.Ю.       Дело № 33-1492/27

Докладчик Скипальская Л.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего        Александрова С.В.

судей            Скипальской Л.И.

Старинновой Л.Д.

      

при секретаре          Левиной М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 14 сентября 2010 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе Кузнецова В.Е. на решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 1 июня 2010 г.

Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., объяснение Кузнецова В.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Кузнецов В.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В обоснование требований указал, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - прохождение интернатуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы усовершенствования; ДД.ММ.ГГГГ - командировка; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы усовершенствования; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - стажировка; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - командировка; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - отгулы за сдачу крови; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - предоставление отпуска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы усовершенствования.

Считал отказ пенсионного органа незаконным и противоречащим законодательству, регулирующему назначение трудовых пенсий по старости.

Просил отменить решение Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов В.Е. увеличил исковые требования, просил дополнительно включить в специальный стаж периоды работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> и по совместительству <данные изъяты> и <данные изъяты> 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 1 июня 2010г. постановлено: «Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе РМ» включить в специальный стаж Кузнецова В.Е., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включить в специальный стаж работы в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев.

В остальной части исковых требований Кузнецова В.Е. отказать».

В кассационной жалобе Кузнецов В.Е. с решением суда не согласен, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, находит его подлежащим отмене.

Судом первой инстанции установлено, что решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецову В.Е. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы - 30 лет. Оспариваемые истцом периоды данным решением в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не включены. Льготный стаж Кузнецова В.Е. составил 26 лет 3 месяца 2 дня.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Разрешая спор и указывая в мотивировочной части решения, что отказ пенсионного органа о включении в специальный стаж истца периода прохождения интернатуры в качестве врача-интерна по хирургии в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является законным, суд правильно применил нормы материального права.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г., правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, наделены врачи-специалисты всех наименований, осуществляющие врачебную деятельность в больницах всех наименований. Должность «врач-интерн» данным списком не предусмотрена.

Согласно «Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов, медицинских институтов и медицинских факультетов университетов», утвержденного Приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 г. № 44, одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста. Основой задачей интернатуры является улучшение практической подготовки выпускников медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, повышение профессионального уровня и степени их подготовки к самостоятельной врачебной деятельности.

Как следует из вышеуказанного Положения, квалификация врача-специалиста присваивается выпускникам медицинских институтов и факультетов университетов только после окончания прохождения интернатуры.

Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, которая приведена в Приложении № 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377, должность врача-интерна в этой номенклатуре выделена как самостоятельная и прямо не отнесена к числу врачей-специалистов. Следовательно, врач-интерн не имеет права на досрочное назначение пенсии.

В то же время в тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Министерства труда РФ от 28.08.1997 г. № 43, выделен раздел 2.1 «Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием», где предусмотрены врачи-интерны, которые должны выполнять работу врача под руководством врача-специалиста. Время работы врачом-интерном подлежит зачету в льготный стаж при условии зачисления на штатную должность в лечебном учреждении в случае самостоятельного осуществления должностных обязанностей лечащего врача, предусмотренного штатным расписанием.

Поскольку доказательств, подтверждающих зачисление истца в оспариваемый период на штатную должность врача-интерна и принятие его на должность врача не представлено, пенсионным органом обоснованно не включен данный период в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В связи с этим суд неправомерно обязал пенсионный орган включить в стаж для назначения истцу досрочной трудовой пенсии период прохождения интернатуры врачом-интерном по хирургии в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Вышеназванным Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., в льготном исчислении засчитывается 1 год работы как 1 год и 6 месяцев работа в должности врача-анестезиолога-реаниматолога (анестезиолога-реаниматора) отделений (групп, палат) анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии, а также врача-хирурга всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Должность врача <данные изъяты> в льготном исчислении списком не предусмотрена.

Согласно должностной инструкции <данные изъяты>, указанные врачи осуществляют работу в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни в соответствии с графиком дежурств, дежурства осуществляют на дому, при необходимости вызываются дежурным врачом по ЛПУ.

Исходя из этого, суд правомерно посчитал, что периоды работы Кузнецова В.Е. в должности <данные изъяты> и по совместительству в должности <данные изъяты> обоснованно включены пенсионным органом в специальный стаж истца из расчета 1 год, а не как 1 год и 6 месяцев.

Суд, установив, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов В.Е. работал в должности <данные изъяты>, пришел к правильному выводу, что указанный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, то есть 1 год как 1 год и 6 месяцев.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.

       Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации (усовершенствования), периоды нахождения в командировке и дополнительные дни отдыха, предоставляемые в связи со сдачей крови («донорские дни»), суд правильно посчитал подлежащими включению в специальный стаж, поскольку в указанные периоды за истцом сохранялись должность, заработная плата, производились страховые отчисления в Пенсионный фонд.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Учитывая то обстоятельство, что по обжалуемому решению пенсионного органа у истца имелся специальный стаж работы - 26 лет 3 месяца 2 дня, то при включении судом периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год работы как 1 год и 6 месяцев), специальный стаж будет составлять 28 лет 9 месяцев 1 день. То есть истец на момент обращения в пенсионный орган не имел требуемого стажа, дающего ему право на назначение пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права. Включение же в специальный стаж отдельных периодов трудовой деятельности само по себе не может иметь место, поскольку при отсутствии права на пенсию на определенный момент отказ во включение отдельных периодов работы в специальный стаж не нарушает субъективные права гражданина.

Принимая соответствующее решение, суд защищает не нарушенные права, а права, которые возникнут в будущем. Однако такая форма защиты гражданских прав законодательством не предусмотрена.

Таким образом, вопрос о включении отдельных периодов трудовой деятельности в специальный стаж работы может решаться только в совокупности с вопросом о наличии у гражданина права на назначение досрочной пенсии в определенный период.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж истца поименованных периодов работы для назначения досрочной трудовой пенсии у суда первой инстанции не имелось.

С учетом этого, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе Кузнецову В.Е. в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 4 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 1 июня 2010г. отменить, вынести новое решение. Кузнецову В.Е. в иске к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения отказать.

Судья - председательствующий                    С.В. Александров

Судьи                        Л.И. Скипальская

                                                                                         Л.Д. Стариннова