Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: председательствующего Литюшкина В.И. судей Межевовой Н.И. и Старинновой Л.Д. с участием секретаря Смелковой Г.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 октября 2010 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 августа 2010 г. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия установила: Самойлов А.В. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья и возложении обязанности предоставить ему такую выплату. В обоснование иска он указал, что является участником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы. На праве собственности ему принадлежит квартира общей площадью 43,8 кв.м., в которой кроме него прописаны и проживают его дочь и внук. Жилищные условия не соответствуют нормальному проживанию разновозрастных людей, что подтверждается актами проверки жилищных условий, в связи с чем он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако решением ответчика ему было отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Ссылаясь на изложенное, истец просил суд признать решение Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия об отказе в предоставлении ему выплаты на приобретения жилья незаконным и возложить на ответчика обязанность предоставить ему социальную выплату на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей. Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 августа 2010 г. исковые требования Самойлова А.В. удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия - протокол Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением социальной выплаты на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. № 32. На Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия возложена обязанность предоставить Самойлову А.В. безвозмездную субсидию на приобретение или строительство жилья в размере <данные изъяты> рублей. В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия К. просил решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Считает, что истец право на улучшение жилищных условий не имеет, поскольку его обеспеченность жилой площадью составляет более 12,5 кв.м. на одного члена семьи. Полагает, что судом необоснованно не привлечена к участию в деле Администрация Рузаевского района Республики Мордовия и не выяснен вопрос о правомерности постановки Самойлова А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ссылается на отклонение ходатайства об отложении рассмотрения дела и проведение судебного заседания без участия ответчика. В возражениях на кассационную жалобу Самойлов А.В. считает решение суда правильным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит его подлежащим отмене. Из материалов дела усматривается, что Самойлов А.В. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВВ №398413 и с 17 марта 1994 г. ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно (справка ВТЭК сер. ВТЭ-237 № 023056). С 13 апреля 2000 г. Самойлов А.В. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно Постановлению Главы муниципального образования Рузаевка № 387. Протоколом Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилья отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 32 от 18 февраля 2009 г. Самойлову А.В. как участнику Великой Отечественной войны отказано в выдаче свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение жилья в связи с превышением нормативов площади жилья. Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 30 марта 2010 г. № 10/2869 Самойлову А.В. было повторно отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в связи с превышением нормативов площади жилья 18 кв.м. в расчете на одного члена семьи. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Самойлов А.В. имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья как участник Великой Отечественной войны, вставший на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. Данный вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку основанием для предоставления социальной выплаты является не просто постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., а именно нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий. Статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" в качестве меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Согласно статье 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. №155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно пункту 7 данного Порядка для рассмотрения вопроса о получении социальной выплаты граждане предоставляют в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия поименованный перечень документов, в том числе выписку из домовой книги и справку о составе семьи. В соответствии с пунктом 8.1 указанного Порядка основаниями для отказа гражданину в предоставлении социальной выплаты являются: непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка; если общая площадь жилого помещения на каждого члена семьи составляет более размера, установленного муниципальными образованиями Республики Мордовия для предоставления жилого помещения; выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для получения социальной выплаты. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Однако Самойловым А.В. в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выписка из домовой книги и справка о составе семьи не предоставлялись. Кроме того, из материалов дела следует, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, и ему принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на 2-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. При наличии таких сведений суду первой инстанции необходимо было поставить на обсуждение сторон вопросы: являлся ли Самойлов А.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент его постановки на такой учет; нуждается ли истец в улучшении жилищных условий в настоящее время, отразив с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в своем решении результаты оценки представленных доказательств по этим вопросам. В нарушение статей 12, 56 и 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не определил указанные обстоятельства имеющими значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, эти обстоятельства не выносились на обсуждение сторон и не устанавливались на основании имеющихся доказательств. Тем самым суд не создал условия для всестороннего и полного исследования доказательств и не установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела. Кроме того, признавая незаконным в полном объеме решение Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия - протокол Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением социальных выплат на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., от 18 февраля 2009 г. №, которым рассмотрены вопросы предоставления субсидий не только истцу, но и другим гражданам, суд в своем решении не привел к этому каких-либо мотивов. Таким образом, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку допущенное судом первой инстанции нарушение норм процессуального права является существенным, могло привести к неправильному разрешению дела и не может быть исправлено судом кассационной инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и в зависимости от установленных обстоятельств разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь абзацем 3 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия определила: решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Председательствующий В.И. Литюшкин Судьи Н.И. Межевова Л.Д. Стариннова
Литюшкина В.И., объяснения представителя Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия К. поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против доводов кассационной жалобы Самойлова А.В. и его представителя Г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
от 10 августа 2010 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.