решение по иску о защите пенсионных прав оставлено без изменения



Судья Казанцева И.В.                      Дело № 33-1659/27

Докладчик Межевова Н.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего     Литюшкина В.И. судьи       Адушкиной И.В.

       Межевовой Н.И.

при секретаре      Пужаеве В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 октября 2010 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе и.о. начальника ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия" Айвазовой О.В. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 августа 2010 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., пояснения представителя ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия" Афонькиной- Печалиной И.А. (доверенность от 22.07.2010 г. № 1050), поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Таныгин Б.К. обратился в суд с иском к ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия" о защите пенсионных прав. В обоснование требований указал на то, что решением от 5 марта 2010 года № 169 ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта первого статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж его работы не были включены периоды работы машинистом холодильных установок на Горьковском хладокомбинате и на Кстовском гормолзаводе, кузнецом ручной горячей ковки в отделе главного механика в Строительно-монтажном поезде № 12, мастером СМР в Строительно-монтажном поезде № 12.

Просил суд оспариваемое решение пенсионного органа отменить, включить в специальный стаж спорные периоды его работы, а также обязать ответчика назначить ему пенсию с 13 марта 2010 года.

Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 августа 2010 г. производство по данному гражданскому делу в части признания незаконным решения ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» от 5 марта 2010 г. № 169 об отказе во включении в специальный стаж периодов работы в декабре 1970 года машинистом холодильных установок на Горьковском хладокомбинате, в августе, в октябре, в декабре 1997 года, в январе, в феврале, в марте, в мае, в августе 1998 года, в январе, в феврале, в марте 1999 года мастером СМР в Строительно-монтажном поезде № 12, и включении указанных периодов работы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 августа 2010 года исковые требования Таныгина Б.К. были полностью удовлетворены.

       В кассационной жалобе и.о. начальника ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия" Айвазова О.В. просила решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований Таныгина Б.К.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его правильным.

Из решения ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия" от 5 марта 2010 года №169 следует, что истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не засчитаны: периоды его работы машинистом холодильных установок с 18 ноября 1970 г. по 27 октября 1971 г. на Горьковском хладокомбинате и с 30 апреля 1974 г. по 27 августа 1975 г. на Кстовском гормолзаводе, поскольку разделом XXXIII Списка № 2 предусмотрено наименование профессии «машинист холодильных установок, обслуживающий аммиачно-холодильные установки», проведенной документальной проверкой обслуживание Таныгиным Б.К. аммиачно-холодильных установок не установлено; периоды работы с 1 февраля 1983 г. по 28 февраля 1984 г. и с 18 января 1988 г. по 23 января 1991 г. кузнецом ручной горячей ковки в Строительно-монтажном поезде №12, так как разделом XI Списка № 1 предусмотрено наименование профессии «кузнец ручной ковки», в структуре СМП №12, основными видами деятельности которого согласно Уставу являлись строительно-монтажные, пуско-наладочные, отделочные и ремонтные работы, кузнечно-прессового производства (цеха) не было, Таныгин Б.К. работал кузнецом ручной горячей ковки в отделе главного механика, не являвшегося

кузнечно-прессовым производством; период работы с 1 августа 1997 года по 1 ноября 1999 года мастером СМР в Строительно-монтажном поезде № 12, поскольку разделом XXVII Списка №2 предусмотрено наименование профессии «мастер строительных и монтажных работ», документов, подтверждающих работу Таныгина Б.К. в указанный период мастером строительных и монтажных работ и занятость на строительстве промышленных и других зданий и сооружений, не имеется.

        Разрешая требования Таныгина Б.К. о включении в специальный стаж оспариваемых периодов работы, суд правильно руководствовался нормами пенсионного права, регулирующими спорные правоотношения.

       В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения
возраста, установленного статьей 7, мужчинам по достижении возраста 55
лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

        В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую
продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с
уменьшением     возраста,     предусмотренного     статьей настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

        Для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 27 данного Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ подлежат применению Списки соответствующих работ, производств, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 статьи 27, утвержденные Правительством Российской Федерации (пункт второй статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ).

        В соответствии с подп."б" п.1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002г. N 537, время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списками №1 и №2, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

        

        Таким образом, при определении права на досрочное пенсионное обеспечение могут применяться и те и другие Списки в зависимости от того, в какой период выполнялись работы.

Списком №1 от 22 августа 1956 года №1173, предусмотрены профессии «кузнецы и молотобойцы на ручной ковке» (раздел XI «Металлообработка», подраздел 2 «Кузнечно-прессовое производство»).

        Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, предусмотрена профессия «кузнец ручной ковки» (раздел XI «Металлообработка», подраздел 2 «Кузнечно-прессовое производство», позиция 1110200а-13227).

        Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года № 81/8 утверждены Разъяснения «О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», согласно которым под кузнечно-прессовым производством следует понимать не только производства, в которых кузнечные и прессовые работы объединены, но и те, в которых такие работы производятся раздельно - только кузнечное или только горячепрессовое производство. К кузнечным производствам следует относить также кузнечно-штамповые, кузнечно-котельные и другие кузнечные производства. Кузнецы и молотобойцы, занятые в любом производстве, а также в МТС и совхозах, имеют право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по списку №1, если они постоянно заняты на кузнечных работах.

        Выполнение истцом работы кузнеца ручной ковки в Строительно-монтажном поезде №12 подтверждается записями в трудовой книжке; заключением экспертизы условий труда № 49-С/10; показаниями свидетелей В., А., Д., М., С..

       При таких обстоятельствах и учитывая указанное Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, суд правомерно обязал пенсионный орган зачесть Таныгину Б.К. в специальный стаж период его работы кузнецом ручной ковки в Строительно-монтажном поезде №12.

Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. N 1173 в разделе «Общие профессии» предусмотрена должность «машинисты (мотористы, компрессорщики), обслуживающие аммиачно-холодильные установки в промышленности и на транспорте».

Наименования профессий истца в трудовой книжке и приказах о приеме на работу, переводе и об увольнении с работы, машинист холодильных установок, машинист холодильных аммиачных установок соответствуют наименованию профессий в Общероссийском классификаторе ОК 016-94

профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принятом постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367 (код 14341 6 2-6 и код 132227 1 2-5), и в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) выпуск 1 и выпуск 2 - «машинист холодильных установок». Содержащиеся в названии профессий истца «аммиачных» и «горячей» являются уточнением характера выполняемой им работы, что также подтверждается заключением экспертизы условий труда.

Факт обслуживания машинистом холодильных установок Таныгиным Б.К. на холодильнике № 3 Горьковского комбината аммиачно-холодильных установок, подтверждается удостоверением, выданным ему на основании протокола квалификационной комиссии № 7 от 18.11.1970 г., на право обслуживания аммиачных холодильных установок в качестве машиниста 3 разряда; расчетными ведомостями и лицевыми счетами, содержащими сведения о фактически отработанном истцом времени; справкой директора ООО «Хладокомбинат» от 26.04.2010 г. № 9, согласно которой в процессе проектирования «холодильника» и с начала его эксплуатации было предусмотрено и запущено аммиачное холодильное оборудование, по состоянию на 1 января 1970 г. холодильная установка состояла из аммиачных компрессоров АУ-200 ( аммиачный универсальный) и АВ ( аммиачный вертикальный), у всех работников компрессорного цеха в трудовой книжке была запись машинист холодильной установки; справкой ООО «Хладокомбинат» от 14 мая 2010 г. № 1, уточняющей характер работы и условия труда, из которой следует, что истец работал на холодильнике № 3 Горьковского хладокомбината машинистом холодильных установок, обслуживающим аммиачно-холодильные установки, полный рабочий день в течение полной рабочей недели.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что, работая машинистом холодильных установок на Кстовском гормолзаводе, Таныгин Б.К. обслуживал аммиачно-холодильные установки, о чем свидетельствует само наименование профессии истца машинист аммиачных установок, которое содержит уточнение характера выполняемой им работы; справка генерального директора ОАО Кстовский молочный комбинат, акты документальной проверки работы истца на Кстовском молочном комбинате.

С учетом этого суд первой инстанции правильно обязал пенсионный орган зачесть истцу в льготный стаж периоды его работы машинистом холодильных установок.

         Указанным Списком № 2, от 26 января 1991 года № 10, предусмотрена профессия «мастер строительных и монтажных работ» (раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», позиция 22900006-23419).

Факт занятости Таныгина Б.К. с 1 августа 1997 г. по 1 ноября 1999 г. выполнением работ мастера строительных и монтажных работ, подтверждается основными видами деятельности организации, в которой работал истец- Строительно-монтажном поезде № 12, согласно Уставу которого являлись строительно-монтажные, пуско-наладочные, отделочные и ремонтные работы; заключением экспертизы условий труда; показаниями свидетелей В., А., Д., С., которые пояснили, что Таныгин Б.К. работал мастером строительных и монтажных работ, руководил производственной деятельностью, организовывал строительно-монтажные работы, обеспечивал производственные задания по вводу объектов в эксплуатацию, расчетными ведомостями и лицевыми счетами, содержащими сведения о фактически отработанном истцом времени; актом документальной проверки работы истца в Строительно-монтажном поезде № 12.

Оценив имеющиеся доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что характер и условия работы Таныгина Б.К. мастером СМР соответствуют характеру и условиям работ по профессии «мастер строительных и монтажных работ», а поэтому обоснованно обязал пенсионный орган включить и этот оспариваемый период в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

                Установив, что с учетом зачтенных Пенсионным органом периодов работы 2 года 3 меся 3 дня) и включенных судом (7 лет 7 месяцев 13 дней) на день достижения истцом 13 марта 2010 г. 57 лет у него имеется 9 лет 10 месяцев 16 дней специального стажа, при требуемом 7 лет 6 месяце, суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить ему пенсию с этой даты, то есть с 13 марта 2010 г.

       Доводы Управления Пенсионного фонда в кассационной жалобе о том, что в деле нет доказательств занятости Таныгина Б.К. не менее 80 % рабочего времени по профессии машиниста холодильных установок, обслуживающего аммиачно-холодильные установки, отклоняются, так как в соответствии со ст. 56 ГПК РФ пенсионный орган не представил суду никаких доказательств тому, что истец, выполняя указанную работу, не был занят в течении полного рабочего дня, отказав в назначении льготной пенсии по данному основанию голословно.

                Другие доводы кассационной жалобы также не могут повлечь правильного по существу решения, поскольку были уже предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и по сути повторяют основания отказа истцу в назначении пенсии.

               Таким образом, решение является законным и обоснованным и не может быть отменено по доводам жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

     определила :

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 августа 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу и.о. начальника ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия" Айвазовой Б.К. - без удовлетворения.

Председательствующий В.И.Литюшкин

        Судьи      И.В.Адушкина

       Н.И.Межевова