О взыскании задолженности по заработной плате



Судья         Леснова И.С.                                                             Дело № 33-1726/10Докладчик Литюшкин В.И.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                                        Литюшкина В.И.

судей      Межевовой Н.И. и Екония         Г.К.

с участием секретаря                                                                Смелковой Г.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 октября 2010 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе Сеськина И.А. на решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 сентября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Мордовия
Литюшкина В.И., объяснения Сеськина И.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия

установила:

Сеськин И.А. обратился в суд с иском к ООО <данные изъяты> о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что он работал в должности <данные изъяты> в ООО <данные изъяты> За февраль - апрель 2010 года ему была начислена, но не выплачена заработная плата. В связи с чем, истец просил суд взыскать в его пользу с ответчика задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты>., компенсацию задолженности по заработной плате в сумме
<данные изъяты>., доплату за работу в выходные, праздничные дни и в ночное время и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Определением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 августа 2010 г. принят отказ Сеськина И.А. от иска в части взыскания с ООО <данные изъяты> заработной платы в сумме <данные изъяты>., производство по делу в данной части прекращено (л.д. 28, 29).

В заявлении от 30 августа 2010 г. директор ООО <данные изъяты> просил суд применить к исковым требованиям Сеськина И.А. последствия пропуска срока исковой давности (л.д. 48).

В заявлении от 6 сентября 2010 г. Сеськин И.А. уточнил исковые требования. Ссылаясь на то, что заработную плату и отпускные он получил только 19 августа 2010 г., истец просил суд взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию до дня выплаты ему задолженности и выплату за отработанное время в выходные, праздничные дни и в ночное время в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> (л.д. 49).

Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 сентября 2010 г. исковые требования удовлетворены частично.

С ООО <данные изъяты> в пользу Сеськина И.А. взыскана денежная компенсация в сумме <данные изъяты>. и компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований Сеськина И.А. о взыскании оплаты труда в выходные, праздничные дни и в ночное время отказано.

С ООО <данные изъяты> в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

В кассационной жалобе Сеськин И.А. просил решение суда в части отказа во взыскании оплаты труда за выходные, праздничные дни и в ночное время отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что суд неправильно определил начало течения срока исковой давности. Считает, что до настоящего времени он находится в трудовых отношениях с ответчиком, поскольку с приказом об увольнении его не знакомили, письменного заявления об увольнении он не писал (л.д. 101).

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела видно, что 30 сентября 2009 г. Сеськин И.А. был принят на работу на должность <данные изъяты> в ООО <данные изъяты> с окладом <данные изъяты> рублей, о чем с ним был заключен срочный трудовой договор на период с 1 октября 2009 г. по 1 мая 2010 г. (л.д. 3-4, 31).

Приказом № 29а от 30.04.2010 Сеськин И.А. был уволен с работы в связи с истечение срока трудового договора (л.д. 32).

19 августа 2010 г. ООО <данные изъяты> произвело окончательный расчет с Сеськиным И.А., выплатив ему <данные изъяты>.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Таким образом, суд первой инстанции исходя из того, что заработная плата истцу не выплачивалась длительное время, обоснованно взыскал с ответчика в пользу Сеськина И.А. денежную компенсацию и правомерно частично удовлетворил требования о взыскании компенсации морального вреда.

При этом суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований Сеськина И.А. о взыскании оплаты труда за выходные, праздничные дни и ночное время, поскольку истцом пропущен срок на обращение в суд.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Из смысла приведенной нормы следует, что закон связывает применение последствий пропуска срока для обращения в суд с моментом, когда истцу стало известно о нарушении своего права. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника.

Судом установлено, что истцу о фактах, послуживших основанием для обращения в суд, было известно еще в период работы в ООО <данные изъяты> однако, как в период работы, так и после увольнения с мая по 3 августа 2010 г., Сеськин И.А. в суд не обратился.

При таких обстоятельствах, истец пропустил установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для обращения в суд за защитой нарушенных прав, что является в силу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных истцом требований.

Доводы кассационной жалобы Сеськина И.А. о том, что суд неправильно определил начало течения срока исковой давности, противоречат материалам дела.

Утверждения в жалобе о том, что до настоящего времени истец находится в трудовых отношениях с ответчиком, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что Сеськин И.А. с приказом об увольнении не знакомился и письменного заявления об увольнении не писал, не может повлечь отмену правильного по существу решения суда, поскольку не влияет на вывод суда о начале течения срока исковой давности, так как с истцом был заключен срочный трудовой договор и ему было известно о прекращении трудовых отношений и порядке начисления заработной платы.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по своей сути направлены на переоценку доказательств.

Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от
21 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сеськина И.А. - без удовлетворения.

Председательствующий                                    В.И. Литюшкин

Судьи                                                                            Н.И. Межевова

                                                                                      Г.К. Екония