назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения



Судья Апарина Л.О.                                                                     Дело № 33-1698/27

Докладчик Володина Г.Ф.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

       председательствующего                                               Александрова С.В.,                                       

       судей                                                                                Володиной Г.Ф.,

                                                                                                Скипальской Л.И.,

       при секретаре                                                                 Королевой Л.А.              

рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 октября 2010 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» А. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 августа 2010г.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф.; пояснения представителя ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» Афонькиной-Печалиной И.А., действующей по доверенности от 22.07.2010г., поддержавшей доводы кассационной жалобы; пояснения Проника Ю.М., считавшего решение суда правильным; исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Проник Ю.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» (далее по тексту - ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия») о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. В обоснование требований указал, что решением начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа от                  <данные изъяты> ему была назначена пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В сентябре 2009 года он переехал на новое место жительства в г. <данные изъяты>. Решением ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» № <данные изъяты> от <данные изъяты> и дополнением к указанному решению Пенсионного фонда от <данные изъяты>., вынесенным в связи с уточненным актом проверки Управления Пенсионного фонда Российской Федерации Надымского района, в продолжении выплаты данной пенсии ему было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. Из отработанного им специального стажа было зачтено 25 лет 9 месяцев 11 дней.

Вышеуказанным дополнением от <данные изъяты> Пенсионным фондом внесены изменения в решение Пенсионного фонда № <данные изъяты> от <данные изъяты>: пункт 3 дополнен подпунктом 3.7, согласно которому включены в специальный стаж в исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца периоды его работы в <данные изъяты> больнице в качестве главного врача с 01.01.2006 по 31.12.2006, с 09.01.2007 по 20.03.2007, с 31.03.2007 по 17.06.2007, с 30.06.2007 по 07.09.2007, с 17.09.2007 по 31.12.2007, с 09.01.2008 по 09.12.2008, поскольку в указанные периоды им осуществлялась врачебная деятельность; пункт 5 дополнен подпунктом 5.1, из которого следует, что не засчитаны периоды его работы в должности главного врача в стационаре <данные изъяты> районной больницы с 30.12.2005 по 31.01.2005, с 01.01.2007 по 08.01.2007, с 01.01.2008 по 08.01.2008.

Согласно решению ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» № <данные изъяты> от <данные изъяты> периоды работы в <данные изъяты> центральной районной больнице в должности врача хирурга-дежуранта с 01.08.1987 по 30.11.1991, с 01.01.1992 по 01.11.1992 засчитаны ему в календарном исчислении. Вместе с тем, в данные периоды он был оперирующим врачом-хирургом в хирургическом отделении центральной районной больницы. Таким образом, указанные периоды работы должны исчисляться в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

Не засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды его работы в отделении стационара участковой больницы п. <данные изъяты> (с 22.09.2000 - МУЗ «<данные изъяты> районная больница»):

- в должности заведующего отделением стационара врача-хирурга с 25.07.1994 по 18.09.1994, с 24.09.1994 по 31.01.1995;

- в должности врача-хирурга с 16.12.1996 по 12.04.1997, с 24.04.1997 по 19.08.1998, с 06.09.1998 по 06.11.1999, с 21.12.1999 по 30.09.2001;

- в должности оперирующего врача-хирурга стационара с 01.10.2001 по 29.04.2002, с 04.05.2002 по 31.10.2002;

- в должности заведующего отделением стационара оперирующего врача-хирурга с 01.11.2002 по 30.09.2003, с 01.11.2003 по 29.12.2005 со ссылкой на то, что согласно акту проверки и структуры стационарного отделения - в стационаре <данные изъяты> районной больницы не предусмотрены ни палаты хирургического профиля, ни отделение хирургического профиля, поэтому не может быть применено льготное исчисление стажа ни согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, ни согласно подпункту «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Незаконно включены в специальный стаж в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 3 месяца (так как работа протекала в больнице, расположенной на территории рабочего поселка) периоды работы в участковой больнице п. <данные изъяты>:

- в должности врача-хирурга поликлиники с 16.11.1992 по 09.12.1992, с 21.12.1992 по 13.03.1994, с 14.04.1994 по 24.07.1994;

- в должности заведующего отделением стационара врача-хирурга с 25.07.1994 по 18.09.1994, с 24.09.1994 по 31.01.1995;

- в должности врача функциональной диагностики на 0,5 ставки с 01.02.1995 по 15.12.1996, хотя в льготной справке в этот период работы указана должность: врач-хирург отделения стационара на 1,0 ставку и врач функциональной диагностики - 50% (по совмещению), но в акте проверки отражено, что приказом № 33-к от 17.02.1995 Проник Ю.М. переведен на должность врача функциональной диагностики на 0,5 ставки;

- в отделении стационара в должности врач-хирург с 16.12.1996 по 12.04.1997, с 24.04.1997 по 19.08.1998, с 06.09.1998 по 06.11.1999, с 21.12.1999 по 30.09.2001;

в отделении стационара МУЗ «<данные изъяты> районная больница»:

- в должности оперирующего врача-хирурга стационара с 01.10.2001 по 29.04.2002, с 04.05.2002 по 31.10.2002;

- в должности заведующего отделением стационара оперирующего врача-хирурга с 01.11.2002 по 30.09.2003, с 01.11.2003 по 29.12.2005.

Считал, что указанные периоды его работы должны исчисляться в специальный стаж как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, как оперирующему врачу-хирургу стационара.

Также в специальный стаж не включены периоды его работы в отделении стационара МУЗ «<данные изъяты> районная больница» в должности главного врача с 30.12.2005 по 20.03.2007, с 31.03.2007 по 17.06.2007, с 30.06.2007 по 07.09.2007, с 17.09.2007 по 09.12.2008 и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.12.1991 по 31.12.1991, с 14.03.1994 по 13.04.1994, с 19.09.1994 по 23.09.1994, с 07.11.1999 по 20.12.1999, с 01.10.2003 по 31.10.2003, с 21.03.2007 по 30.03.2007, с 18.06.2007 по 29.06.2007, с 08.09.2007 по 16.09.2007.

С учетом увеличенных истцом исковых требований в заявлении от 27 апреля 2010 г., измененных исковых требований в заявлении от 10 августа 2010 г., в котором Проник Ю.М. отказался от части предъявленных им требований, а также уточненных в судебном заседании исковых требований Проник Ю.М. просил суд признать незаконными решение ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» № <данные изъяты> от <данные изъяты>. и дополнение к данному решению от <данные изъяты> в части отказа в продолжении выплаты ему досрочной трудовой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначенной и выплачиваемой по решению Управления Пенсионного фонда в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа; обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» зачесть ему в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды его работы:

- в <данные изъяты> центральной районной больнице в должности врача-хирурга-дежуранта с 01.08.1987 по 30.11.1991, с 01.01.1992 по 01. 11.1992 в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 6 месяцев;

в отделении стационара участковой больницы п. <данные изъяты>:

- в должности врача-хирурга заведующего отделением стационара с 25.07.1994 по 18.09.1994, с 24.09.1994 по 31.01.1995, с 01.02.1995 по 15.12.1996;

- в должности врача-хирурга отделения стационара с 16.12.1996 по 12.04.1997, с 24.04.1997 по 19.08.1998, с 06.09.1998 по 31.10.1999 в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 месяца и 1 год 6 месяцев.

Определением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 27 апреля 2010 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено МУЗ «<данные изъяты> районная больница» МО п. <данные изъяты> (л.д.157-158 т.1).

Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 августа 2010 г. производство по делу по иску Проник Ю.М. в части исковых требований о возложении на ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» обязанности по включению в его специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости периодов работы в должности врача-хирурга <данные изъяты> центральной районной больницы с прохождением интернатуры с 01.08.1986 по 31.07.1987, в должности врача-хирурга поликлиники участковой больницы п. <данные изъяты> с 16.11.1992 по 09.12.1992, с 21.12.1992 по 13.03.1994, с 14.04.1994 по 27.07.1994, в отделении стационара участковой больницы п. <данные изъяты>, переименованной 22 сентября 2000 г. в МУЗ «<данные изъяты> районная больница» в должности врача-хирурга с 01.11.1999 по 06.11.1999, с 21.12.1999 по 30.09.2001; в должности заведующего отделением оперирующего врача-хирурга стационара с 01.10.2001 по 29.04.2002, с 04.05.2002 по 31.10.2002; в должности заведующего отделением стационара, оперирующего врача-хирурга с 01.11.2002 по 30.09.2003, с 01.11.2003 по 29.12.2005, в должности главного врача с 30.12.2005 по 20.03.2007, с 31.03.2007 по 17.06.2007, с 30.06.2007 по 07.09.2007, с 17.09.2007 по 09.12.2008, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, а также периодов нахождения его на курсах повышения квалификации с с 01.12.1991 по 31.12.1991, с 14.03.1994 по 13.04.1994, с 19.09.1994 по 23.09.1994, с 07.11.1999 по 20.12.1999, с 01.10.2003 по 31.10.2003, с 21.03.2007 по 30.03.2007, с 18.06.2007 по 29.06.2007, с 08.09.2007 по 16.09.2007, прекращено, в связи с добровольным отказом истца от этой части исковых требований.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 августа 2010 г. постановлено: «исковые требования Проник Ю.М. удовлетворить.

Признать незаконными решение Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» от <данные изъяты> года № <данные изъяты> и дополнение к нему от <данные изъяты> года в части отказа в продолжении выплаты Проник Ю.М. досрочной трудовой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначенной и выплачиваемой по решению УПФ в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» включить в стаж, дающий право Проник Ю.М. на досрочное назначение ему пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (по правилам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды его работы в <данные изъяты> ЦРБ в должности врача-хирурга-дежуранта с 01 августа 1987 года по 30 ноября 1991 года, с 01 января 1992 года по 01 ноября 1992 года в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев; в отделении стационара участковой больницы п. <данные изъяты> в должности врача-хирурга заведующего отделением стационара с 25 июля 1994 года по 18 сентября 1994, с 24 сентября 1994 года по 31 января 1995 года, с 01 февраля 1995 года по 15 декабря 1996 года, в должности врача-хирурга отделения стационара с 16 декабря 1996 года по 12 апреля 1997 года, с 24 апреля 1997 года по 19 августа 1998 года, с 06 сентября 1998 года по 31 октября 1999 года, в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев, один год и три месяца.      

Восстановить Проник Ю.М. выплату пенсии с 01 декабря 2009 года.

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» в пользу Проник Ю.М. в возврат государственной пошлины 200 (двести) рублей».

В кассационной жалобе начальник ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» А. считает решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм пенсионного законодательства, просит его отменить.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что решением ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» № <данные изъяты> от <данные изъяты> истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, в который периоды его работы:

- в <данные изъяты> центральной районной больнице в должности врача-хирурга-дежуранта с 01.08.1987 по 30.11.1991, с 01.01.1992 по 01.11.1992 засчитаны в календарном исчислении, без мотивации отказа истцу во включении в специальный стаж указанных периодов в льготном исчисления - 1 год работы за 1 год 6 месяцев;

-в отделении стационара участковой больницы п. <данные изъяты> в должности врача-хирурга заведующего отделением стационара с 25.07.1994 по 18.09.1994, с 24.09.1994 по 31.01.1995, в должности врача функциональной диагностики 0,5 ставки (по совмещению) с 01.02.1995 по 15.12.1996, в должности врача-хирурга отделения стационара с 16.12.1996 по 12.04.1997, с 24.04.1997 по 19.08.1998, с 06.09.1998 по 31.10.1999 включены в специальный стаж в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 3 месяца и не включены в специальный стаж истца в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев со ссылкой на то, что согласно акту проверки и структуры стационарного отделения - в стационаре <данные изъяты> районной больницы не предусмотрены ни палаты хирургического профиля, ни отделение хирургического профиля, поэтому не может быть применено льготное исчисление стажа ни согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, ни согласно подпункту «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. По мнению Пенсионного фонда, специальный стаж Проник Ю.М. составил 22 года 3 месяца 22 дня (л.д.9-11, 106-108, 109-111 т.1).

Согласно дополнению от <данные изъяты> к решению ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» № <данные изъяты> от <данные изъяты>., в связи с поступившим 17.02.2010 г. по факсу уточненным актом проверки Управления Пенсионного фонда в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа внесены изменения в следующие пункты решения Пенсионного фонда № <данные изъяты> от <данные изъяты> Пронику Ю.М. отказано в продолжении выплаты досрочной пенсии по старости согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Закона ФЗ-173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по прибывшему пенсионному делу из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 25 лет 9 месяцев 11 дней. Пункт 3 дополнен подпунктом 3.7., согласно которому Пронику Ю.М. включены в специальный стаж в исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца периоды его работы в отделении стационара МУЗ «<данные изъяты> районная больница» в должности главного врача с 01.01.2006 по 31.12.2006, с 09.01.2007 по 20.03.2007, с 31.03.2007 по 17.06.2007, с 30.06.2007 по 07.09.2007, с 17.09.2007 по 31.12.2007, с 09.01.2008 по 09.12.2008, поскольку в указанные периоды им осуществлялась врачебная деятельность; пункт 5 дополнен подпунктом 5.1, из которого следует, что периоды его работы в отделении стационара МУЗ «<данные изъяты> районная больница» в должности главного врача с 30.12.2005 по 31.01.2005, с 01.01.2007 по 08.01.2007, с 01.01.2008 по 08.01.2008 не засчитаны в специальный стаж, так как согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 поименованы врачи-руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность. За указанные периоды работы осуществление врачебной деятельности не подтверждено актом проверки (л.д.12 т.1).

Суд обоснованно признал данное решение Пенсионного фонда и дополнение к нему незаконными.

Из ксерокопии трудовой книжки истца Проника Ю.М. видно, что он 01.08.1987 после окончания интернатуры назначен на должность врача-хирурга-дежуранта в <данные изъяты> центральную районную больницу (<данные изъяты>), 01.11.1992 от занимаемой должности освобожден в связи с вызовом на работу в район Крайнего Севера (<данные изъяты>), 16.11.1992 принят на должность врача-хирурга поликлиники в участковую больницу п. <данные изъяты> Ямало-Ненецкого Автономного округа (<данные изъяты>), 24.01.1994 переведен на 0,5 ставки хирурга стационара и 0,5 ставки хирурга поликлиники участковой больницы п. <данные изъяты> (<данные изъяты>), 25.07.1994 назначен заведующим отделения стационара участковой больницы п. <данные изъяты> (<данные изъяты>), 16.12.1996 переведен хирургом стационара (<данные изъяты>), 01.02.1995 - 0,5 ставки врача функциональной диагностики (<данные изъяты>), имеется запись за № 18: «На основании Постановления мэра г. <данные изъяты> ЯНАО № 418 от 22.09.2000 <данные изъяты> участковая больница переименована в МУЗ - районная больница, 01.10.2001 должность переименована в оперирующего врача-хирурга стационара (<данные изъяты>), 01.11.2002 назначен заведующим отделением стационара - оперирующим врачом-хирургом (<данные изъяты>), 30.12.2005 назначен на должность главного врача (<данные изъяты>), 16.09.2009 уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости и выездом из Районов Крайнего Севера (<данные изъяты>) (л.д. 14-17 т.1).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, Приложения к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены оперирующие врачи-специалисты всех наименований отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 Списка.

Вместе с тем, согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. №464, (с изменениями от 27.08.1992г., 22.09.1993г.), предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Пунктом 2 данного постановления установлено, что исчисление сроков выслуги производится работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, работа в должностях врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистов), в том числе врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность в больницах и поликлиниках всех наименований дает право на досрочную трудовую пенсию.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Удовлетворяя исковые требования о включении Пронику Ю.М. в специальный стаж периодов его работы в хирургическом отделении <данные изъяты> центральной районной больницы в должности врача-хирурга-дежуранта с 01.08.1987 по 30.11.1991, с 01.01.1992 по 01.11.1992 в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев стажа, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в эти периоды истец, работая в хирургическом отделении в должности врача-хирурга-дежуранта являлся оперирующим врачом-хирургом, работал на полную ставку, с занятостью в течение полного рабочего дня, при этом проводил плановые и экстренные операции.

Выводы суда подтверждаются материалами дела, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку.

Так, факт работы Проника Ю.М. в должности врача-хирурга-дежуранта хирургического отделения стационара <данные изъяты> центральной районной больницы в периоды с 01.08.1987 по 30.11.1991, с 01.01.1992 по 01.11.1992, где он являлся оперирующим врачом-хирургом, подтверждается, в частности, копией трудовой книжки Проника Ю.М. (л.д. 14-17, 42-45 т.1); заключением руководителя ГОППЗЛ Управления Пенсионного фонда в <данные изъяты> районе по результатам правовой оценки о возможности включения в стаж периодов работы в особых условиях труда для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 16.12.2008 за № 237 (л.д.52 т.1); справками, уточняющими особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения от декабря 2008 года за № 47, от 16.04.2010 за № 5 (л.д.53-54, 154 т.1), архивными справками, выданными архивным отделом администрации <данные изъяты> муниципального района Республики Мордовия на основании операционных журналов хирургического отделения <данные изъяты> ЦРБ от 22.04.2010 за № 1136, 1137, 1138, 1139 о проведенных Проником Ю.М. операциях в период с 1987 по 1992 годы (л.д.149, 150, 151, 152 т.1).

Кроме того, из тарификационных списков медицинских работников усматривается, что за 1988-1989 годы (л.д.24 т.1, 56-58 т.2) должность Проника Ю.М. протарифицирована как хирург стационара, за 1990 год (л.д.25 т.1, 59-60 т.2) должность Проника Ю.М. протарифицирована как хирург стационара, за 1991-1992 годы (л.д.23 т.1, 61-63 т.2) должность истца протарифицирована как врач-хирург.

Из штатных расписаний <данные изъяты> центральной районной больницы на 1986, 1989, 1990 года (л.д.64-69, 70-78, 79-97, 98-117 т.2) усматривается, что в штате больницы имелось структурное подразделение - хирургическое отделение стационара, в котором имелись, в том числе должности: врача-хирурга, врача-хирурга экстренной помощи.

Из лицевых счетов <данные изъяты> центральной районной больницы (л.д.210-211, 212-230, 231-244 т.1, 1-14, 15-28, 29-42, 43-55 т.2) видно, что в 1987 и в 1988 годы Пронику Ю.М. начислялась заработная плата как врачу-хирургу-дежуранту, в 1989 и в 1990 годы - как врачу-хирургу, в 1991 и в 1992 годы - как врачу-хирургу хирургического отделения.

Выводы суда, помимо вышеуказанных письменных доказательств, подтверждаются также показаниями свидетеля Т.., который в спорный период времени работал вместе с истцом в хирургическом отделении стационара больницы в качестве заведующего, который пояснил в судебном заседании, что Проник Ю.М. являлся оперирующим врачом-хирургом, работая в течение полного рабочего дня он самостоятельно проводил разноплановые операции, выбирая их объем и время проведения с лечащим врачом, также Проник Ю.М. проводил послеоперационные осмотры больных, отвечал за выполнение санэпидрежима при проведении операционно-перевязочной работы. Кроме работы с занятостью на протяжении полного рабочего дня, согласно графику Пронику Ю.М. иногда приходилось дежурить в ночное время, выходные и праздничные дни, где он также проводил самостоятельно экстренные операции, принимая решение о необходимости их проведения.

Удовлетворяя исковые требования о включении Пронику Ю.М. в специальный стаж периодов его работы в отделении стационара участковой больницы п. <данные изъяты> Ямало-Ненецкого округа Заполярья в должности врача-хирурга заведующего отделением стационара с 25.07.1994 по 18.09.1994, с 24.09.1994 по 31.01.1995, с 01.02.1995 по 15.12.1996, в должности врача-хирурга отделения стационара с 16.12.1996 по 12.04.1997, с 24.04.1997 по 19.08.1998, с 06.09.1998 по 31.10.1999 в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев и 1 год 3 месяца, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что в спорные периоды времени, выполняемые истцом функции, задачи, характер и специфика работы соответствуют должностным обязанностям оперирующего врача-хирурга, а отделение стационара участковой больницы п. <данные изъяты>, в котором работал Проник Ю.М., имеет все признаки, характерные для структурных подразделений хирургического профиля стационаров - три хирургические палаты.

Так, факт проведения истцом разноплановых и экстренных операций в периоды его работы в отделении стационара участковой больницы п. <данные изъяты> в должности врача-хирурга заведующего отделением стационара с 25.07.1994 по 18.09.1994, с 24.09.1994 по 31.01.1995, с 01.02.1995 по 15.12.1996, в должности врача-хирурга отделения стационара с 16.12.1996 по 12.04.1997, с 24.04.1997 по 19.08.1998, с 06.09.1998 по 31.10.1999 и наличие в отделении стационара в указанные периоды трех хирургических палат подтверждается приказами по больнице п. <данные изъяты> № 237к от 25.07.1994, № 33к от 17.02.1995, № 416к от 20.12.1996 (л.д.194, 196-197, 44 т.1); справкой, подтверждающей постоянную занятость в должностях, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 08.12.2008 (л.д.54-55 т.1), сообщением главного врача МУЗ «<данные изъяты> районная больница» от 11.02.2010 № 341 о наличии в больнице структурного подразделения в виде отделения стационара (л.д.129-130), сведениями о хирургической работе учреждения (л.д.131-145 т.1), справкой главного врача МУЗ «<данные изъяты> районная больница от 07.04.2010 № 448 о наличии в структуре отделения стационара названного учреждения трех хирургических палат (л.д.153 т.1), справкой главного врача МУЗ «<данные изъяты> районная больница» от 07.04.2010 № 447 о количестве выполненных операций в отделении стационара названного учреждения в период с 1994 года по 2005 год оперирующим врачом-хирургом Проником Ю.М., составленной на основании операционных журналов (л.д.155 т.1), должностной инструкцией оперирующего врача-хирурга отделения стационара, утвержденной в 2000 году главным врачом МУЗ «<данные изъяты> районная больница» (л.д.192 т.1), приказами по МУЗ «<данные изъяты> районная больница (л.д.194, 196-197 т.1), приказом главного врача МУЗ «<данные изъяты> районная больница» от 26.09.2001 за № 225к «О переименовании должностей», из которого усматривается, что наименование следующих должностей приведены в соответствие с действующим законодательством: заведующий отделением стационара врач-хирург - заведующий отделением стационара оперирующий врач-хирург, врач-хирург стационара - оперирующий врач-хирург стационара (л.д.199 т.1).

Кроме того, выводы суда подтверждаются также показаниями свидетелей З. и П., пояснившими в судебном заседании, что с 1994 года и по настоящее время в отделении стационара участковой больницы п. <данные изъяты>, переименованной в МУЗ «<данные изъяты> районная больница» имеются три хирургические палаты, где Проник Ю.М., работая в стационаре больницы хирургом, проводил разноплановые и экстренные операции, обходы хирургических больных, отвечал за соблюдение санэпидрежима при проведении операционно-перевязочной работы (л.д.180-181 т.1).

Таким образом, с учетом исследованных судом обстоятельств, периоды работы Проника Ю.М. в хирургическом отделении <данные изъяты> центральной районной больницы в должности врача-хирурга-дежуранта с 01.08.1987 по 30.11.1991, с 01.01.1992 по 01.11.1992, а также в отделении стационара участковой больницы п. <данные изъяты> в должности врача-хирурга заведующего отделением стационара с 25.07.1994 по 18.09.1994, с 24.09.1994 по 31.01.1995, с 01.02.1995 по 15.12.1996, в должности врача-хирурга отделения стационара с 16.12.1996 по 12.04.1997, с 24.04.1997 по 19.08.1998, с 06.09.1998 по 31.10.1999 суд правильно включил в специальный стаж истца на льготных условиях и в льготном исчислении.

Всем представленным доказательствам суд, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дал надлежащую оценку в судебном решении, выводы суда мотивированы, соответствуют представленным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не установлено.

Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и отвечает требованиям закона, а доводы кассационной жалобы Пенсионного фонда не могут повлечь его отмену.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                                              

о п р е д е л и л а:

Решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 августа 2010г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» А. - без удовлетворения.

       Председательствующий                                                   Александров С.В.                                                       

       Судьи                                                               Володина Г.Ф.

                                                                                                   Скипальская Л.И.