о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения



Судья Бикмаева Е.А.                      Дело № 33-1703/27

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи - председательствующего: Александрова С.В.,

судей: Старинновой Л.Д., Адушкиной И.В.,

при секретаре: Бондаренко Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 октября 2010 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационным жалобам Анненкова И.С. и начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяева В.Б. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 августа 2010г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения Анненкова И.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы; судебная коллегия

установила:

Анненков И.С. обратился в суд иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган с документами о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, однако его документы не приняли из-за отсутствия требуемого специального стажа. Просил возложить обязанность на ответчика принять его документы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, зачесть в специальный стаж работы период службы в Советской Армии с 30 октября 1986 г. по 25 мая 1988 г. в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, период нахождения на курсах повышения квалификации с 14 декабря 1989 года по 15 января 1990 года, с 11 марта 1998 года по 22 апреля 1998 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, с 12 мая 2003 года по 24 июня 2003 года, с 11 сентября 2007 года по 23 октября 2007 года в календарном исчислении, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ

Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 августа 2010 г. исковые требования Анненкова И.С. удовлетворены частично.

Признано незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия №94 от 6 августа 2010 г. об отказе Анненкову И.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить Анненкову И.С. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период службы в составе Вооруженных Сил СССР по специальности с 30 октября 1986 года по 25 мая 1988 года в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14 декабря 1989 года по 15 января 1990 года, с 11 марта 1998 года по 22 апреля 1998 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, с 12 мая 2003 года по 24 июня 2003 года, с 11 сентября 2007 года по 23 октября 2007 года в календарном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части иска отказано.( л.д. 42-51)

В кассационной жалобе Анненков И.С. просит решение суда изменить в части назначения досрочной трудовой пенсии и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В кассационной жалобе начальник ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяев В.Б. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, суд необоснованно включил истцу в стаж для назначения пенсии период службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, находит его подлежащим частичному изменению.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом первой инстанции установлено, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия №94 от 6 августа 2010 г. Анненкову И.С. отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемого стажа. При этом в специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14 декабря 1989 года по 15 января 1990 года, с 11 марта 1998 года по 22 апреля 1998 года, с 12 мая 2003 года по 24 июня 2003 года, с 11 сентября 2007 года по 23 октября 2007 года (л.д.38).

Истцу также не был зачтен период прохождения службы в Советской Армии с 30 октября 1986 года по 25 мая 1988 года.

Согласно справки войсковой части <данные изъяты> Анненков И.С. находясь на должности водителя-санинструктора в период прохождения действительной войсковой службы с 30 октября 1986 г. по 25 мая 1988 г. исполнял обязанности фельдшера медицинского пункта части (л.д.9).

Согласно данным военного билета Анненков И.С. проходил военную службу с 23 мая 1986 г. по 25 мая 1988 г. по специальности фельдшер, водитель (л.д.7-8).

Из трудовой книжки на имя истца усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Анненков И.С. принят на должность фельдшера станции скорой медицинской помощи в <данные изъяты> ЦРБ. ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности в связи с призывом в ряды Советской Армии. ДД.ММ.ГГГГ принят на должность фельдшера в кабинет функциональной диагностики <данные изъяты> ЦРБ. ДД.ММ.ГГГГ переведен временно фельдшером на станцию скорой медицинской помощи. ДД.ММ.ГГГГ переведен постоянно фельдшером на станцию скорой медицинской помощи.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичные нормы содержались и в п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а также в ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавших в период нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Учитывая, что период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направляется на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и соответствующую профессиональную деятельность.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что курсы повышения квалификации в период с 14 декабря 1989 года по 15 января 1990 года, с 11 марта 1998 года по 22 апреля 1998 года, имели место в период до ноября 1999 г. и истец в это время работал в сельской местности, обоснованно возложил на пенсионный орган зачесть истцу в льготный стаж курсы повышения квалификации в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, при оценке пенсионных прав истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежало применению законодательство, действующее на момент выполнения истцом оспариваемых периодов работы.

Разрешая дело и удовлетворяя иск в части включения периода военной службы, суд правильно исходил из того, что в спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Анненкова И.С. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, в связи с чем, период службы в армии подлежал зачету в стаж для назначения пенсии

Между тем, принимая решение о включении периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж для назначения пенсии, суд неправомерно возложил обязанность на пенсионный орган засчитать этот период в льготном исчислении, из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца, как за работу в сельской местности, поскольку вышеназванное Положение не предусматривает льготного исчисления военной службы.

Кроме того, военная служба не является разновидностью трудовой деятельности гражданина, это особый вид государственной службы, и пенсионное обеспечение военнослужащих по призыву осуществляется исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих, и отличается от аналогичных параметров трудовых пенсий на основании ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В связи с изложенным решение суда в указанной части подлежит изменению, с исключением указания зачета периода службы в армии в льготном исчислении.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Удовлетворяя иск о назначении пенсии, суд первой инстанции правильно исходил из того, что с заявлением о назначении пенсии и приложением всех необходимых документов Анненков И.С. обратился в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32).

В материалах дела имеется распечатка клиентской службы версии 4.5. от 9 июня 2010 г., представленной ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ Анненков И.С. обращался в пенсионный орган за консультацией, принят специалистом Б. Причина обращения - о праве на досрочную пенсию. Ему рекомендовано предоставить полный пакет документов (справку с в/ч без основ.) (л.д.25).

Вместе с тем данная распечатка и материалы пенсионного дела не свидетельствуют о том, что в пенсионный орган с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами Анненков И.С. обращался ДД.ММ.ГГГГ

Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами закона, суд пришел к правильному выводу, что Анненков И.С. не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, а истец не представил суду доказательств, подтверждающих факт его обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ранее ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим суд довод кассационной жалобы Анненкова И.С. о том, что досрочная пенсия по старости ему должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, отклоняется как необоснованный.

Учитывая то обстоятельство, что по обжалуемому решению пенсионного органа у истца имелся специальный стаж работы - 24 лет 1 мес. 21 дней, то при включении судом оспариваемых периодов, специальный стаж будет составлять 26 лет 2 месяца 15 дней, что дает право на назначение истцу досрочной трудовой пенсии со дня его обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии - ДД.ММ.ГГГГ

Довод кассационной жалобы ответчика о неправильном включении в стаж для назначения пенсии истцу периода военной службы в составе Вооруженных Сил СССР был предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции и по мотивам, изложенном в решении суда правильно признан необоснованным.

Всем представленным доказательствам суд в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ дал надлежащую оценку в судебном постановлении, выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 4 статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 августа 2010 г. в части удовлетворения иска Анненкова Ивана Сергеевича о включении в стаж для назначения пенсии периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 30 октября 1986 г. по 25 мая 1988 г. в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца изменить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия включить Анненкову Ивану Сергеевичу в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 30 октября 1986 г. по 25 мая 1988 г.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Судья - председательствующий                  Александров С.В.

Судьи                                                  Стариннова Л.Д.

                                                                                                     Адушкина И.В.