Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: председательствующего Литюшкина В.И. судей Адушкиной И.В. и Козиной Е.Г. с участием секретаря Смелковой Г.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании от 9 ноября 2010 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе Журавлева В.С. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 8 сентября 2010 г. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия установила: Журавлев В.С. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Государственного учреждения «Социальной защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» об индексации ежемесячной денежной компенсации и взыскании недополученных за прошлое время денежных сумм. В обосновании требований указал на то, что в период с 8 января 1987 г. по В связи с этим, он просил суд взыскать с ГУ «Социальной защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» за счет средств федерального бюджета в его пользу недополученные им суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 8 сентября 2010 г. в удовлетворении исковых требований Журавлеву В.С. отказано. В кассационной жалобе Журавлев В.С. с решением суда не согласен, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на то, что ответчиком за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. применен неблагоприятный для него критерий индексации базового размера компенсационной выплаты. Считает, что оспариваемое решение суда ставит его в неравное положение с другими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, размер ежемесячной компенсации которым был проиндексирован на индексы роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Устинов С.В. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В возражениях на кассационную жалобу представители ГУ «Социальной защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» З. и К. считают доводы кассационной жалобы необоснованными, просят в удовлетворении жалобы отказать. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит его подлежащим оставлению без изменения. Из материалов дела видно, что Журавлев В.С. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 8 января по С 1 июля 2004 г. Журавлеву В.С. впервые была установлена <данные изъяты> группа инвалидности вследствие заболевания связанного с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (<данные изъяты>). С 10 июня 2009 г. Журавлеву В.С. установлена <данные изъяты> группа инвалидности вследствие заболевания, полученного при исполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, сроком до 1 июля 2014 г. и ограничение способности к трудовой деятельности первой степени (<данные изъяты>). С 28 января 2005 г. Журавлеву В.С. была назначена и выплачивалась компенсационная выплата в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердой денежной сумме в размере, установленном для лиц признанных инвалидами второй группы. Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 7 апреля 2005 г. в пользу истца взыскана задолженность по выплате ежемесячной компенсационной выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 1 июля 2004 г. по 31 января 2005 г. из расчета ежемесячной денежной компенсации равной <данные изъяты>. (л.д. 53-54). После изменения группы инвалидности размер компенсационной выплаты истцу был также изменен. С 1 января 2010 г. Журавлев В.С. получает в возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплату в размере <данные изъяты>. Судом установлено, что компенсационные выплаты Журавлеву В.С. индексировались на коэффициенты инфляции, установленные федеральным законом на очередной финансовый год. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении исковых требований Журавлева В.С., поскольку размер выплаты в возмещение вреда здоровью соответствовал сумме компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в редакции, действовавшей на момент обращения) и индексация данной выплаты производилась в соответствии с механизмом индексации, предусмотренным Федеральным законом от 26.04.2004 № 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, до 15 февраля 2001 г. определялись пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ), согласно которому возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантировалось выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» порядок определения сумм возмещения вреда был изменен изъятием расчета в зависимости от заработка и степени утраты трудоспособности и установлением твердых денежных сумм в зависимости от группы инвалидности. Ежегодная индексация ежемесячной денежной компенсации данным законом предусматривалась пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П было признано, что взаимосвязанные нормы части третьей статьи 5 базового Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, как противоречащие принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющие право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствуют статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Однако размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что установление механизма индексации сумм возмещения вреда и компенсационных выплат для граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и ее критериев является прерогативой законодателя (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. №11-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 2003г. Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями от 25 мая 2005 г. № 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 г. № 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 г. № 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 г. № 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 г. № 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 г. № 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат. Таким образом, постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. В связи с этим выводы суда о том, что ежемесячная денежная компенсация Журавлеву В.С. выплачивается органом социальной защиты населения в размере установленном законом, является верным. При этом материалами дела подтверждается, что ответчиком производилась индексация назначенных сумм возмещения вреда здоровью своевременно, исходя из порядка, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. Доводы кассационной жалобы о том, что выплаты в твердой денежной сумме должны индексироваться в ином порядке, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент обращения истца с настоящим иском законодателем был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно. Более того, впервые выплаты в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначены Журавлеву В.С. в предусмотренной законом фиксированной денежной сумме уже с учетом индексации, а индексация размера ежемесячных денежных сумм на индексы роста величины прожиточного минимума в Республике Мордовия до момента возникновения права на их получение действующим законодательством, устанавливающим порядок назначения и выплаты компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не предусмотрена. Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, подтвержденным доказательствами, исследованными и оцененными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно, вследствие чего сделан и правильный вывод об отказе в удовлетворении заявления Журавлева В.С. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается. Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия определила: решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Председательствующий В.И. Литюшкин Судьи И.В. Адушкина Е.Г. Козина
Литюшкина В.И., объяснения представителя Журавлева В.С. адвоката Е.., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В. об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия
1 марта 1987 г. он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что повлекло установление ему в 2004 году <данные изъяты> группы инвалидности, а с <данные изъяты> группы инвалидности на срок до 1 июля 2014 г. В счет возмещения вреда, причиненного здоровью, в настоящее время ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере <данные изъяты>. Полагает, что размер компенсационной выплаты исчислен ответчиком неправильно. Считает, что размер возмещения вреда здоровью подлежал индексации за период с
1 января 2002 г. по 29 мая 2004 г. на индексы роста величины прожиточного минимума в Республике Мордовия.
28 января 2005 г. по 30 июня 2010 г. включительно в размере <данные изъяты>. и обязать ответчика выплачивать ему, начиная с 1 июня 2010 г., ежемесячно денежную компенсацию в размере <данные изъяты>. с последующей индексацией в установленном законом порядке.
1 марта 1987 г., что подтверждается справкой Центрального архива Министерства обороны от 6 мая 2003 г., удостоверением <данные изъяты>, о чем также имеется отметка в его военном билете (л.д. 4, 5, 30, 31).
№ 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ).
№ 49-О, от 4 октября 2005 г. № 364-О). Также разъяснялось, что индексация выплат гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, возможно только судами при рассмотрении конкретных дел, до внесения в законодательство соответствующих изменений.
от 8 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу
Журавлева В.С. - без удовлетворения.