о признании незаконным решений об отказе в установлении группы инвалидности



Судья Ерина Н.П.                                   Дело № 33-1779/57Докладчик Стариннова Л.Д.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Екония Г.К.,     

судей: Старинновой Л.Д., Межевовой Н.И.,                                                                                                                                                                                 

при секретаре Бондаренко Н.П.,         

рассмотрела в открытом судебном заседании от 9 ноября 2010 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе Кидяйкина С.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 сентября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения Кидяйкина С.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей ФГУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Республике Мордовия» Буркут Е.А., действующей по доверенности № 1 от 11 января 2010 года, Борисовой О.А., действующей по доверенности №30 от 18 октября 2010 года, возразивших относительно доводов кассационной жалобы; судебная коллегия

установила:

Кидяйкин С.Н. обратился в суд с иском к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» о признании незаконными решений ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» об отказе в установлении группы инвалидности.

В обосновании иска указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ он был признан инвалидом сначала <данные изъяты> группы инвалидности, а затем - <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он неоднократно находился на стационарном и амбулаторном лечении, что свидетельствует о том, что состояние его здоровья ухудшилось. ДД.ММ.ГГГГ решением филиала-бюро №10 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» ему было отказано в признании его инвалидом. ДД.ММ.ГГГГ решением ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» вышеуказанное решение было оставлено без изменения. Считает решения МСЭ незаконными, так как в настоящее время его состояние здоровья значительно ухудшилось, он испытывает трудности в передвижении, самообслуживании и потому не может трудоустроиться и обеспечить себя и семью материально.

Просил суд признать незаконными решения ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» об отказе в установлении группы инвалидности.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 сентября 2010 г. в удовлетворении заявленных требований Кидяйкину С.Н. отказано. (л.д. 76-79, том 2)

В кассационной жалобе Кидяйкин С.Н. с решением суда не согласен, ссылаясь на его незаконность, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом ДД.ММ.ГГГГ Кидяйкин С.Н. был освидетельствован в филиале-бюро №10 ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Мордовия для установления инвалидности в связи с диагнозом: <данные изъяты> Группа инвалидности не установлена. (л.д.8 том 1).

Решением ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» от ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанное решение филиала-бюро №10 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» не изменено. Кидяйкин С.Н. инвалидом не признан. (л.д.9 том 1).

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из вывода о том, что основания для признания Кидяйкина С.Н. инвалидом отсутствуют.

Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В силу статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 7 и 8 указанного закона - медико-социальная экспертиза заключается в определении в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №95 от 20 февраля 2006 г., установлено, что условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №1013н от 23 декабря 2009 г. утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В соответствии с пунктом 10 классификаций и критериев, критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.

Согласно пункту 5 классификаций и критериев к основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

В соответствии с пунктом 7 классификаций и критериев, степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Исходя их приведенных нормативных актов, регулирующих порядок и условия признания лица инвалидом, следует, что условиями для признания лица инвалидом является не только наличие у него какого-либо нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, но и ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью), а также необходимость в мерах социальной защиты, и только совокупность указанных обстоятельств является основанием для признания лица инвалидом.

Как следует из материалов дела на момент освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ у Кидяйкина С.Н. выявлены стойкие, незначительные нарушения <данные изъяты>, что не приводит к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не требует мер социальной защиты и не дает оснований для установления группы инвалидности.

Вывод суда об отсутствие оснований для признания недействительными оспариваемых решений МСЭ подтвержден заключением медико-социальной экспертизы ФГУ «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» от 6 августа 2010 года (л.д.41-61 том 1), согласно которому у Кидяйкина С.Н. медицинских показаний и критериев для установления группы инвалидности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не имелось и не имеется в настоящее время.

Указанное заключение экспертизы суд оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и дал надлежащую оценку в решении суда в совокупности с другими доказательства по делу.

Таких доказательств, что в результате имеющего у Кидяйкина С.Н. заболевания он ограничен в жизнедеятельности (полностью или частично утратил способность или возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью) суду стороной истца не представлено.

При таких обстоятельствах само по себе состояние здоровья гражданина не является самостоятельным и единственным основанием для признания его инвалидом.

В связи с чем, довод кассационной жалобы истца, что с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время состояние здоровья его ухудшается, он испытывает трудность в передвижении, в самообслуживании, не может служить основанием для отмены судебного решения, поскольку имеющее заболевание не приводит к ограничению ни одной категории жизнедеятельности.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые решения МСЭ являются законными и обоснованными, так как приняты на основании результатов медицинского обследования, данных объективного осмотра врачей - экспертов и в соответствии с действующими нормативно правовыми документами по медико-социальной экспертизе.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанций, и по мотивам, изложенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 6 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кидяйкина С.Н. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                                Екония Г.К.

Судьи                                                                                          Стариннова Л.Д.

       Межевова Н.И.