Решение районного суда, которым удовлетворены исковые требования о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, оставлено без изменения.



Судья Голышев Б.А.      Дело № 33-1759/27

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего - судьи Литюшкина В.И.

судей         Козиной Е.Г.

Межевовой Н.И.

при секретаре       Седовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 2 ноября 2010 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе и.о. начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Сатучиной Л.И. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 10 сентября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Козиной Е.Г., пояснения истицы Кадеркаевой Л.Р., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Кадеркаева Л.Р. обратилась в суд с иском к ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, указав, что решением ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» № 143/1 от 14 апреля 2010 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам подпункта 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В специальный стаж не были зачтены периоды её работы с 1 февраля 1996 г. по 30 марта 1996 г., с 19 января 1998 г. по 23 марта 1998 г. в должности процедурной медицинской сестры в фельдшерском медицинском пункте с. Смольково Лямбирского района Республики Мордовия.

Просила суд признать незаконным и отменить указанное решение Пенсионного органа, обязать ответчика засчитать в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью спорные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения с заявлением о назначении пенсии.

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 10 сентября 2010 г. исковые требования Кадеркаевой Л.Р. удовлетворены.

Признано незаконным решение ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» № 143/1 от 14 апреля 2010 г.

На ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» возложена обязанность включить в специальный стаж Кадеркаевой Л.Р. периоды ее работы с 1 февраля 1996 г. по 30 марта 1996 г., с 19 января 1998 г. по 23 марта 1998 г. в фельдшерском пункте с. Смольково в качестве процедурной медсестры как один год работы в указанной должности за один год и три месяца и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 18 февраля 2010 г.

С ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» в пользу Кадеркаевой Л.Р. взыскан возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В кассационной жалобе и.о. начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» Сатучина Л.И. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы, поскольку указанные периоды работы в должностях «медработника», «заведующего аптечным пунктом» и в учреждении, не предусмотренном Списком должностей и учреждений работников здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г.      № 1066, соответственно не могут быть включены в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год три месяца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность. Кроме того, считает, что суд неправомерно взыскивает в пользу истицы возврат государственной пошлины.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его правильным.

Из материалов дела усматривается, что 18 февраля 2010 г. Кадеркаева Л.Р. обратилась с заявлением в ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» № 143/1 от 14 апреля 2010 г. ей отказано в досрочном назначении указанного вида пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа.

Из специального стажа исключены периоды работы в ФП (без расшифровки) с. Смольково с 1 февраля 1996 г. по 30 марта 1996 г. в качестве мед.работника; в ФП (без расшифровки) с. Смольково с 19 января 1998 г. по 23 марта 1998 г. в должности заведующей аптечным пунктом 2 категории, так как наименование должностей «мед.работник» и «заведующей аптечным пунктом» и наименование учреждения «ФП» не соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы,дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа в части исключения из специального стажа спорных периодов работы.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 право на трудовую пенсию за выслугу лет предоставлялось «врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности».

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа считать за один год и 3 месяца специального трудового стажа.

В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судом при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов. Учитывая, что пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР № 464 один год работы в сельской местности засчитывался в стаж в льготном порядке (как 1 год и 3 месяца), стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Как правильно установлено судом первой инстанции, истица в спорный период осуществляла деятельность по охране здоровья населения в должности медицинской сестры в фельдшерском медицинском пункте, что подтверждается записями в трудовой книжке, выписками из приказов, штатными расписаниями за 1996 г., 1998 г., утвержденными главным врачом Лямбирской центральной районной больницы.

Факт выполнения истицей лечебной деятельности подтверждается также архивной справкой, выданной Объединенным межведомственным архивом документов по личному составу от 6 мая 2009 г. №386, содержащей сведения из книг приказов по личному составу Лямбирской ЦРБ за 1987-2000 годы и тарификационных списков за 1987-2001 годы, архивной справкой от 14 апреля 2010 г. о размере заработной платы истицы.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые периоды истицы подлежат зачету в специальный стаж, поскольку пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях, в данном случае, очевидно, что истица в спорный период осуществляла лечебную деятельность.

Доводы кассационной жалобы о том, что спорные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж, поскольку Списком должностей и учреждений работников здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. № 1066 не предусмотрено наименование структурного подразделения были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность и обоснованность решения суда.

Всем представленным доказательствам суд в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал надлежащую оценку в судебном постановлении, выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и не может быть отменено по доводам кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 10 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу и.о. начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» Сатучиной Л.И. - без удовлетворения.

Председательствующий      В.И. Литюшкин

Судьи         Е.Г. Козина

Н.И. Межевова