Об обжаловании бездействий службы судебных приставов



Судья          Заренкова Н.Е.                                                          Дело № 33-1853/62Докладчик Литюшкин В.И.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                                        Литюшкина В.И.

судей      Адушкиной И.В. и Володиной Г.Ф.

с участием секретаря                                                                Смелковой Г.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 ноября 2010 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе Кильгишовой М.М. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 3 сентября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия
Литюшкина В.И., возражения против доводов кассационной жалобы представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия А.., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия

установила:

Кильгишова М.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) отдела судебных приставов по Зубово-Полянскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (в дальнейшем ОСП по Зубово-Полянскому району УФССП по Республике Мордовия).

В обоснование заявления указала, что на исполнение в ОСП по Зубово-Полянскому району УФССП по Республике Мордовия находится исполнительный лист <данные изъяты> о взыскании в ее пользу с К. алиментов на содержание несовершеннолетних детей. На момент достижения младшим ребенком совершеннолетнего возраста - 7 января 2003 г. за К. числилась задолженность <данные изъяты>., которая до настоящего времени не выплачена. Считает, что судебные приставы-исполнители фактически никаких действий по исполнению требований исполнительного документа не предпринимали.

Она просила суд признать бездействие ОСП по Зубово-Полянскому району УФССП по Республике Мордовия по исполнению исполнительного листа <данные изъяты> несоответствующим действующему законодательству; возложить на ОСП по Зубово-Полянскому району УФССП по Республике Мордовия обязанность провести исполнительные действия в строгом соответствии с действующим законодательством.

Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от
3 сентября 2010 г. в удовлетворении заявления Кильгишовой М.М. отказано.

В кассационной жалобе Кильгишова М.М. просила решение суда отменить и удовлетворить ее требования, ссылаясь на то, что бездействие судебных приставов-исполнителей подтверждается результатами проверки, выполненной прокуратурой Республики Мордовия. Указывает, что до 2008 года судебными приставами-исполнителями выезды на место жительство должника не совершались, уголовное дело в отношении должника не возбуждалось, розыск общего имущества супругов К. и А. не производился.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит его подлежащим отмене.

Из материалов дела усматривается, что 2 марта 2001 г. на исполнение в ОСП по Зубово-Полянскому району УФССП по Республике Мордовия поступил исполнительный лист <данные изъяты>, выданный Юрьев-Польским районным судом Владимирской области о взыскании с К. в пользу Кильгишовой М.М. алиментов на содержание детей <данные изъяты> начиная с 24 мая 1985 г. до совершеннолетия детей.

На основании указанного исполнительного листа ОСП по Зубово-Полянскому району УФССП по Республике Мордовия было возбуждено исполнительное производство .

Согласно сообщению от 28 июля 2009 г. № 6748/8 на момент совершеннолетия младшего ребенка, то есть на 7 января 2003 г., задолженность
К. составляла <данные изъяты>. До настоящего времени денежные средства в погашение задолженности должником не вносились.

Отказывая в удовлетворении требований Кильгишовой М.М., суд первой инстанции исходил из того, что судебными приставами-исполнителями ОСП по Зубово-Полянскому району УФССП по Республике Мордовия были предприняты все допустимые законом меры по исполнению требований исполнительного документа.

По смыслу статьи 195, части четвертой статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу части 3 статьи 441 и части первой статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Между тем, судебными приставами-исполнителями ОСП по Зубово-Полянскому району УФССП по Республике Мордовия не представлено достаточных доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа в течение более 7 лет в силу объективных причин.

Из исполнительного производства видно, что судебные приставы-исполнители выполняли необходимые действия по исполнению требований исполнительного документа в период с 2008 по 2010 год. При этом какие-либо документы о производстве исполнительных действий за период с 2001 по 2008 год по взысканию с К. в пользу Кильгишовой М.М. алиментов на содержание детей в данном исполнительном производстве отсутствуют.

Отсутствие данных документов не позволяет сделать вывод о наличии либо отсутствии причинно-следственной связи неисполнения требований исполнительного документа с действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей.

В этой связи, суду первой инстанции было необходимо поставить на обсуждение сторон возникающие в связи с этим вопросы, предложить сторонам представить доказательства по исполнению исполнительного листа <данные изъяты>., выданного Юрьев-Польским районным судом Владимирской области, за весь период со 2 марта 2001 г., исследовать исполнительное производство в полном объеме.

Кроме того, сам факт длительного не исполнения с 2001 года по 2010 год требований исполнительного документа не получил оценки в решении суда первой инстанции.

Также не получило в решении суда какой-либо оценки и то обстоятельство, что органами прокуратуры Республики Мордовия по обращению Кильгишовой М.М. выявлены нарушения требований законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве о необходимости принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и совершению всех необходимых исполнительных действий, предусмотренных законом. Исполняющим обязанности прокурора Зубово- Полянского района Республики Мордовия по данным фактам внесено представление в адрес руководителя Управления службы судебных приставов по Республике Мордовия об устранении допущенных нарушений законодательства и рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения (л.д. 11-12).

Заслуживает внимание и довод кассационной жалобы Кильгишовой М.М. о несвоевременном извещении её о времени и месте рассмотрения дела. Материалами дела подтверждается, что извещение о рассмотрении дела
3 сентября 2010 г. было изготовлено 26 августа 2010 г. и направлено истице 2 сентября 2010 г. (л.д. 72-74), из-за чего она получила его через шесть дней после рассмотрения дела. В связи с чем, Кильгишова М.М. была лишена возможности принять участие в процессе, представить свои доводы и осуществить защиту своих законных прав и интересов.

То обстоятельство, что она просила о рассмотрении дела в ее отсутствии, само по себе не освобождало суд первой инстанции от обязанности своевременного извещения ее о времени и месте судебного заседания (статья 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, могли привести к неправильному разрешению дела и не может быть исправлено судом кассационной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, и в зависимости от обстоятельств, установленных судом и имеющих значение для дела, принять соответствующее решение.

Руководствуясь абзацем 3 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 3 сентября 2010 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий      В.И. Литюшкин

Судьи                                                                                  И.В. Адушкина

                                                                                           Г.Ф. Володина