О выполнении мероприятий по пожарной безопасности в интересах неопределенного круга лиц.



Судья Денискина В.Н.                     Дело № 33-1902/57Докладчик Скипальская Л.И.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи - председательствующего                                       Екония Г.К.

судей                                                                                          Козиной Е.Г.

                                                                                                   Скипальской Л.И.

при секретаре                                         Ярлушкиной А.А.         

рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 ноября 2010 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе директора МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Филева Ю.Г. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 сентября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., объяснения представителей МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Милешина В.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) и Котина П.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Исполняющий обязанности прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Максимочкин Е.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о выполнении мероприятий по пожарной безопасности.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г. Саранска совместно со специалистами Отдела Государственного пожарного надзора г. Саранска УГПН управления МЧС России по Республике Мордовия, в деятельности Администрации городского округа Саранск были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: отдельные населенные пункты городского округа Саранск не обеспечены противопожарным водоснабжением, так 6 из них не имеют наружного противопожарного водопровода: <адрес>; на имеющихся водоемах в <адрес> не созданы условия для забора воды в любое время года - отсутствуют пирсы размером не менее 12x12 метров; водонапорные башни в <адрес> не приспособлены для забора воды пожарными автомобилями.

Просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск выполнить мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности: обеспечить наружным противопожарным водопроводом населенные пункты городского округа Саранск: <адрес> в соответствии с техническими требованиями и нормами; в населенных пунктах городского округа Саранск: <адрес> на имеющихся водоемах создать условия для забора воды в любое время года - возвести пирсы размером не менее 12x12 метров; в населенных пунктах городского округа Саранск: <адрес>,
<адрес> водонапорные башни приспособить для забора воды пожарными автомобилями.

       Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 сентября 2010 г. исковые требования исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Саранска были полностью удовлетворены.

В кассационной жалобе директор МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Филев Ю.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имелось. Также указывает, что МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» является некоммерческой организацией, финансируемой из средств бюджета городского округа Саранск, на основании бюджетной росписи, и создано в целях обеспечения муниципальных нужд в области жилищно-коммунального хозяйства, согласно задач и функций, определенных Уставом. Учреждение не имеет самостоятельных денежных средств на устранение указанных в заявлении прокуратуры замечаний.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска совместно со специалистами Отдела Государственного пожарного надзора г. Саранска УГПН управления МЧС России по Республике Мордовия ДД.ММ.ГГГГ, в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: отдельные населенные пункты городского округа Саранск не обеспечены противопожарным водоснабжением, так шесть из них не имеют наружного противопожарного водопровода: <адрес>; на имеющихся водоемах в <адрес> и <адрес> не созданы условия для забора воды в любое время года - отсутствуют пирсы размером не менее 12x12 метров; водонапорные башни в <адрес> не приспособлены для забора воды пожарными автомобилями (л.д. 4-10)

Данное необеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Саранск создает опасность причинения вреда здоровью граждан и уничтожения имущества, так как не позволяет провести эффективное пожаротушение, что свидетельствует об отсутствии гарантий пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, и возложил наАдминистрацию городского округа Саранск выполнить мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статье 19 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с подпунктами 8 и 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В силу статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием для устранения данной опасности. Способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом, могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность (статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом суд обоснованно отклонил довод представителя ответчика о том, что часть мероприятий включена в муниципальную программу на <данные изъяты> годы, так как нарушения требований пожарной безопасности, создающих опасность для жизни, здоровья и имущества граждан, не подлежат разрешению вбудущем, а требования прокурора являются мероприятиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Сведений о добровольном исполнении ответчиком мероприятий по пожарной безопасности, в материалах дела не имеется.

В связи с этим довод кассационной жалобы о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора, не состоятельны.

Доводы кассационной жалобы о том, что МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» не имеет самостоятельных денежных средств на устранение указанных в заявлении прокуратуры замечаний, отклоняются, поскольку не влияют на законность принятого по делу решения.

Таким образом, решение суда является законным и не может быть отменено по доводам кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу директора МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Филева Ю.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                     Г.К. Екония

                          

Судьи                                                                                    Козина Е.Г.

                                                                                                   Скипальская Л.И.