Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: председательствующего Литюшкина В.И. судей Адушкиной И.В. и Козиной Е.Г. с участием секретаря Смелковой Г.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 декабря 2010 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе Чумакова О.К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 октября 2010 г. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия установила: Чумаков О.К. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о включении в стаж государственной службы в органах внутренних дел периода военной службы по призыву в льготном исчислении. В обоснование требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. он проходил военную службу по призыву в войсковой части <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ он поступил на службу в МВД по Республике Мордовия, где прослужил до ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком рассчитано, что его выслуга в органах внутренних дел составила <данные изъяты> день. Истец считает, что ответчик неправильно произвел расчет выслуги лет, поскольку не включил в стаж государственной службы в органах внутренних дел его период военной службы из расчета один день военной службы по призыву за два дня государственной службы в органах внутренних дел. Из-за неправильного расчета выслуги лет он лишен возможности выхода на пенсию. Добровольно произвести истцу перерасчет стажа государственной службы ответчик отказался. Ссылаясь на Федеральный закон «О статусе военнослужащих», истец просил суд возложить на МВД по Республике Мордовия обязанность включить в его стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день военной службы по призыву за два дня государственной службы в органах внутренних дел. Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 октября 2010 г. в удовлетворении требований Чумакова О.К. отказано. В кассационной жалобе Чумаков О.К. просил решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит его подлежащим оставлению без изменения. Из материалов дела усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ Чумаков О.К. проходил службу в органах внутренних дел. Выслуга лет Чумакова О.К. составляет ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении. ДД.ММ.ГГГГ Чумаков О.К. обратился в МВД по Республике Мордовия с заявлением о зачете в его стаж государственной службы в органах внутренних дел периода военной службы по призыву из расчета один день военной службы по призыву за два дня государственной службы в органах внутренних дел. Письмом заместителя Министра внутренних дел по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № Чумакову О.К. отказано во включении периода военной службы по призыву в стаж службы в органах внутренних дел в льготном исчислении, поскольку такой порядок расчета выслуги лет не предусмотрен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной служб, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации». Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, приведя в решении исчерпывающее правовое обоснование своим выводам. Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, законами субъектов Российской Федерации. Соответственно, применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться в соответствии с пенсионным законом. Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии с частью 3 статьи 18 указанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона определяется Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений - действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Таким образом, указанным Постановлением установлены специальные случаи, когда лицам, проходившим военную службу, в том числе и по призыву, время службы засчитывается в выслугу лет на льготных условиях. Судом установлено и истцом не оспаривается, что Чумаков О.К. начал службу в вооруженных силах по призыву с ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части <данные изъяты> в звании рядового, и демобилизовался из войсковой части <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в звании рядового. Доказательств того, что истец проходил военную службу по призыву в особых условиях, когда прохождение военной службы, в том числе и по призыву, засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, суду не представлено. Доводы кассационной жалобы истца о том, что суд необоснованно не применил Федеральный закон «О статусе военнослужащих» при исчислении его стажа государственной службы, основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит материалам дела. Поскольку особенности прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы специальным законодательством, то оно имеет приоритетное значение по сравнению с общими нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих». Материалы дела исследованы судом полно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется. Необоснованность других доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность и обоснованность решения. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается. Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия определила: решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от Председательствующий В.И. Литюшкин Судьи И.В. Адушкина Е.Г. Козина
Литюшкина В.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
25 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чумакова О.К. - без удовлетворения.