Решение суда, которым удовлетворены исковые требования об отмене решения пенсионного органа и назначении дострочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, оставлено без изменения.



Судья Крысина З.В.      Дело № 33-2020/27

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего     Литюшкина В.И.

судей                                                                          Екония Г.К.

                                                                                   Козиной Е.Г.

        

при секретаре      Седовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2010 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе заместителя начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Никитиной Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 октября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Азрапкина Т.С. обратилась в суд с иском к ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» об отмене решения пенсионного органа, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, указав, что решением начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» № 48733/255-908 от 20 августа 2010 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа.В специальный стаж истицы не засчитан в льготном исчислении период работы с 1 ноября 1991 г. по 12 августа 1993 г. в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории.

Просила суд признать незаконным и отменить указанное решение начальника Пенсионного фонда, включить спорный период в специальный трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 9 августа 2010 г.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 октября 2010 г. исковые требования Азрапкиной Т.С. удовлетворены.

Признано незаконным и отменено решение начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» № 48733/255-908 от 20 августа 2010 г.

На ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» возложена обязанность засчитать Азрапкиной Т.С. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца периоды работы с 1 ноября 1991 г. по 1 марта 1992 г., с 30 апреля 1992 г. по 12 августа 1993г. - в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории, период нахождения на курсах с 2 марта 1992 г. по 29 апреля 1992 г.в календарном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию с 9 августа 2010 г.

С ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» в пользу Азрапкиной Т.С. взыскана госпошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

В кассационной жалобе заместитель начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Никитина Н.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку наименование учреждения «врачебная амбулатория» не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 и Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что 9 августа 2010 г. Азрапкина Т.С. обратилась в ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» № 48733/255-908 от 20 августа 2010 г. истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого 30-летнего специального стажа, имеется 27 лет 10 месяцев 11 дней.

При этом из специального стажа исключены периоды работы истицы с 1 ноября 1991 г. по 12 августа 1993 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 2 марта 1992 г. по29 апреля 1992 г.) в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории, поскольку учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, также указанное учреждение не поименовано Списком от 6 сентября 1991 г.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа в части исключения из трудового стажа спорного периода ее работы.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрена должность фельдшера и учреждение - «амбулатория».

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусматривающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитывается в стаж работы в календарном исчислении, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.

Аналогичная норма действовала в 1991-1993 годах, в период выполнения истицей обязанностей фельдшера-лаборанта в поселке Луховка, что предусмотрено пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что в спорный период истица работала в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории, по своим функциональным обязанностям осуществляла работу фельдшера, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а запись в трудовой книжке «врачебная амбулатория» уточняет лишь профиль учреждения.

В соответствии со статьями 12-14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действия законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно - правовой формы.

Как установлено судом и подтверждается копией трудовой книжки истицы Азрапкина Т.С. в спорный период работала в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории.

На основании постановления администрации г. Саранска МССР от 3 августа 1993 г. № 1066 Луховская врачебная амбулатория была реорганизована в поликлинику № 12 г. Саранска.

Из справки, представленной МУЗ «Городская поликлиника № 12» следует, что Луховская врачебная амбулатория и соответственно МУЗ «Городская поликлиника № 12» находятся в сельской местности и обслуживают сельское население.

Исходя из этого, суд первой инстанции правильно засчитал истице в специальный трудовой стаж для получения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении как работу в сельской местности период её работы с 1 ноября 1991 г. по 12 августа 1993 г. в должности фельдшера-лаборанта в Луховской врачебной амбулатории, поскольку пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях.

Доводы кассационной жалобы о том, что спорный период работы не может быть включен в специальный стаж, поскольку наименование учреждения «врачебная амбулатория» не предусмотрено ни Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, ни Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, судом первой инстанции исследовался и обоснованно признан несостоятельным по вышеизложенным основаниям.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Никитиной Н.В. - без удовлетворения.

Председательствующий     В.И. Литюшкин

Судьи                                                                         Г.К. Екония

                                                    

                                                                                   Е.Г. Козина