О предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (вдова ветерана)



Судья С.Ю. Надёжина              Дело №33-2109/54

Докладчик Г.К. Екония

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                                                   В.И. Литюшкина

судей                                                                                              И.В. Адушкиной

                                                                                                       Г.К. Екония

при секретаре судебного заседания                                            В.А. Пужаеве

рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 декабря 2010 года в городе Саранске дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия на решение Ленинского районного суда             г. Саранска от 1 ноября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Г.К. Екония, объяснения представителя истицы Д.П. Паштаевой - И.В. Паштаева (нотариально удостоверенная доверенность от 1 ноября 2010 года), возразившего относительно кассационной жалобы органа социальной защиты населения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Д.П. Паштаева обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

В обоснование иска Д.П. Паштаева указала на то, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны ФИО1, принимавшего участие в боевых действиях в составе пограничного отряда Литовского округа в период с мая 1946 года по август 1947 года, и в соответствии с законом имеет право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Однако ей стало известно, что Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия такую социальную выплату ей не предоставит, так как её супруг ФИО1 принимал участие в боевых действиях в составе действующей армии после сентября 1945 года, что по ошибочному мнению органа социальной защиты населения не даёт ей право на получение этой социальной выплаты.

В связи с этим она просила суд обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выдать ей свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (л.д.2-4).

Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 1 ноября 2010 года предъявленный иск удовлетворён (л.д.46-49).

В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Ю.В. Шахоткин просил такое решение суда отменить, по существу ссылаясь на то, что: 1) ФИО1 принимал участие в боевых действиях в составе пограничного отряда Литовского округа в период с мая 1946 года по август 1947 года, то есть после 9 мая 1945 года, и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на истицу не распространяется; 2) на момент обращения истицы на расчётном счете министерства отсутствовали денежные средства на предоставление социальной выплаты, и не был определён уполномоченный банк по ведению блокированных лицевых счетов; 3) министерство не направляло истице отказа в предоставлении социальной выплаты, и спора о праве не имеется; 4) истицей не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора (л.д.53-55).

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов кассационной жалобы органа социальной защиты населения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Так в силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом первой инстанции, Д.П. Паштаева является вдовой ветерана Великой Отечественной войны ФИО1, принимавшего участие в боевых действиях в составе действующей армии на территории Литвы в период с мая 1946 года по август 1947 года, и нуждается в улучшении жилищных условий.

На заявление Д.П. Паштаевой 31 марта 2010 года о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья никакого решения не принято, и Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия проявляет бездействие относительно решения поставленного вопроса. При этом усматривается, что мотивом такого бездействия служит то, что ФИО1 принимал участие в боевых действиях в составе действующей армии на территории Литвы после 9 мая 1945 года, и, по мнению органа социальной защиты населения, действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на Д.П. Паштаеву не распространяется.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, и сомнения в их достоверности не вызывают.

Признавая оспариваемое бездействие органа социальной защиты населения незаконным, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что истица имеет право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета.

Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона.

В соответствии с положениями подпункта «е» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года.

ФИО1 принимал участие в боевых действиях в составе действующей армии на территории Литвы в период с мая 1946 года по август 1947 года, а, следовательно, он в силу вышеуказанной нормы Федерального закона относился к ветеранам Великой Отечественной войны.

Исходя из этого, на Д.П. Паштаеву, нуждающуюся в улучшении жилищных условий, как на вдову ветерана Великой Отечественной войны действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» распространяется.

В связи с этим обратные доводы кассационной жалобы органа социальной защиты населения отклоняются как основанные на неправильном истолковании закона.

Другие доводы кассационной жалобы органа социальной защиты населения - доводы жалобы о том, что на момент обращения истицы на расчётном счете министерства отсутствовали денежные средства на предоставление социальной выплаты, и не был определён уполномоченный банк по ведению блокированных лицевых счетов, также отклоняются.

Очевидно, что вышеуказанные обстоятельства, даже в случае их установления, не могли и не могут ограничить истицу в законном праве на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Другие доводы кассационной жалобы органа социальной защиты населения - доводы жалобы о том, что министерство не направляло истице отказа в предоставлении социальной выплаты, и спора о праве не имеется, также отклоняются.

Очевидно, что оспариваемое бездействие органа социальной защиты населения, как и поведение ответчика в суде свидетельствуют о наличии между сторонами спора относительно права истицы на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Другие доводы кассационной жалобы органа социальной защиты населения - доводы жалобы о том, что истицей не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, также отклоняются, поскольку для данной категории споров досудебный порядок урегулирования спора федеральным законом не установлен.

Таким образом, доводы кассационной жалобы органа социальной защиты населения не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.

Исходя из изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска от 1 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия - без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                                      В.И. Литюшкин

Судьи                                                                                                И.В. Адушкина

                                                                                                          Г.К. Екония