о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия



Судья Ганченкова В.А.             Дело № 33-2099/57Докладчик Стариннова Л.Д.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.,              

судей Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре Бондаренко Н.П.,

                                                                                                                          

рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 декабря 2010 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Мозерова Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 октября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения представителя Киселевой О.В.- Тюриной Т.В., действующей по ордеру № 825 от 21 декабря 2010 года, возразившей относительно доводов кассационной жалобы; судебная коллегия

установила:

Киселева О.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, выразившихся в приостановлении государственной регистрации, понуждении проведения государственной регистрации и выдачи свидетельства о государственной регистрации права на квартиру.

В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней М. был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В этот же день договор купли-продажи и другие документы были представлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия для государственной регистрации перехода права, регистрации права и регистрации сделки. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было выдано уведомление о приостановлении государственной регистрации, которым сообщалось, что государственная регистрация на квартиру, приостанавливается на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку необходимо снять запрет на регистрационные действия в отношении имущества продавца - М. Это заявление она подписала под давлением со стороны регистратора, которая, не дав ей ознакомиться с его содержанием, ввела ее в заблуждение относительно необходимости его подписания. ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации на основании постановления <данные изъяты> судебных приставов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на срок до снятия запрета, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление было вынесено на основании судебного приказа <данные изъяты> суда <данные изъяты> о взыскании с должника М. в пользу взыскателя М.И.С. Считает, что у нее возникло право собственности на спорную квартиру, приостановлением о государственной регистрации были нарушены ее права и созданы препятствия к осуществлению правомочий собственника в отношении <адрес>.

Просила суд признать незаконными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о приостановлении государственной регистрации Регистрация перехода права (собственность), регистрация права (собственность)», «Регистрация сделки (договор купли-продажи)» на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.2-6,57-58).

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 октября 2010 г. заявление Киселевой О.В. удовлетворено в полном объеме (л.д.64-69).

В кассационной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Мозеров Е.В. просил решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом ДД.ММ.ГГГГ между А., действующей по доверенности за М. и Киселевой О.В. заключен договор купли-продажи квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. (л.д.48).

ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заявления сторон, квитанция от ДД.ММ.ГГГГ были представлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия для государственной регистрации перехода права, регистрации права и регистрации сделки, о чем была выдана расписка в получении документов на государственную регистрацию перехода права (собственность), регистрацию права (собственность). Согласно указанной расписки дата окончания срока регистрации - ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.43).

ДД.ММ.ГГГГ Киселевой О.В. было подписано заявление о приостановлении государственной регистрации права в связи с запретом на регистрационные действия в отношении данной квартиры. (л.д.41,79)

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором И. вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации «Регистрации перехода права (собственность), регистрация права (собственность) на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, так как необходимо снять запрет на регистрационные действия в отношении имущества продавца - М. (л.д.28)

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором И. вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации «Регистрации перехода права (собственность), регистрация права (собственность) на основании Постановления судебного пристава-исполнителя <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на срок до снятия запрета начиная с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ возникновение, переход и прекращение права собственности на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

Согласно части 3 статьи 19 закона государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности.

Как установлено судом из фактических обстоятельств и материалов дела, Киселевой О.В. регистрирующему органу были представлены документы для государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав о переходе права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес>. По окончания срока регистрации государственным регистратором было предложено Киселевой О.В. подписать текст заявления о приостановлении государственной регистрации права собственности на квартиру по мотиву запрета на регистрационные действия наложенным на продавца. При этом как следует из материалов дела на день вынесения решения о приостановления государственной регистрации перехода право собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ такого запрета на регистрацию перехода права собственности на квартиру от уполномоченных органов не имелось, а заявительнице такие сведения не были известны.

Данные обстоятельства не оспаривались государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия И. (л.д.62 оборот).

Разрешая дело и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку на день окончания срока регистрации, а именно на ДД.ММ.ГГГГ, запрета на осуществление регистрационных действий в отношении <адрес> от уполномоченных органов не имелось, а заявление о приостановление государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ было подписано Киселевой О.В. вследствие введения ее в заблуждение государственным регистратором относительно правовой природы и последствий такого заявления, следовательно у государственного регистратора не имелось правовых оснований для приостановления государственной регистрации вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку по окончании срока регистрации государственный регистратор обязан был выдать заявительнице документы о регистрации ее права собственности на квартиру. Последующее приостановление государственной регистрации перехода права собственности лишило заявительницу возможности осуществлять правомочие собственника в отношении недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия незаконными и возложил обязанность провести государственную регистрацию «Регистрацию перехода права (собственности), регистрацию права (собственности)», «Регистрацию сделки (договора купли-продажи)» на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не могут повлечь отмену обжалуемого решения. Указанные доводы были предметом судебного разбирательства и получили правильную оценку в решении суда в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Мозерова Е.В. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                          Александров С.В.

                                   

Судьи                                                                                   Стариннова Л.Д.

                                                                                             Скипальская Л.И.