о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения



Судья Пахомов А.В.                      Дело № 33-2010/27Докладчик Стариннова Л.Д.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.,

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Бондаренко Н.П.,

        

рассмотрела в открытом судебном заседании от 14 декабря 2010 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе Винтайкиной Л.П. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д.; судебная коллегия

установила:

Винтайкина Л.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ей отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В стаж для назначения пенсии был включен период ее работы в должности врача-интерна акушера-гинеколога по акушерству и гинекологии в Саранской городской клинической больнице №4 и период нахождения в отпуске по беременности и родам в календарном исчислении. Однако считает, что указанные периоды подлежали исчислению в льготном порядке как один год работы за один год и шесть месяцев, поскольку указанные периоды она работала в качестве врача- хирурга в отделении хирургического профиля стационаров учреждений, работа в которых засчитывается как один год работы за один год 6 месяцев. Также незаконно не включен в стаж периоды ее работы в должности врача-гинеколога в здравпункте, в должности врача-гинеколога в лечебно-оздоровительном комплексе (ЛОК) ОАО «Лисма», врача-гинеколога в лечебно-оздоровительном центре (ЛОЦ) ОАО «Лисма», поскольку ее трудовая деятельность в указанные периоды времени была связана с лечебной и иной деятельностью.

Просила суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 23 августа 2010 года №38297/195-473 об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, зачесть в специальный стаж периоды работы с 3 августа 1981 года по 27 июля 1982 года в должности врача-интерна акушера-гинеколога и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 28 июля 1982 года по 7 февраля 1983 года в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, зачесть в календарном исчислении периоды работы с 22 сентября 1993 года по 11 октября 1993 года в должности врача-гинеколога в здравпункте, с 22 октября 1996 года по 18 мая 1998 года в должности врача-гинеколога в лечебно-оздоровительном комплексе (ЛОК) ОАО «Лисма» и с 1 июля 2002 года по 31 июля 2002 года в должности врача-гинеколога в лечебно-оздоровительном центре (ЛОЦ) ОАО «Лисма» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 20 ноября 2010 года.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2010 г. иск Винтайкиной Л.П. оставлен без удовлетворения (л.д.108-114).

В кассационной жалобе Винтайкина Л.П. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением пенсионного органа от 23 августа 2010 года Винтайкиной Л.П. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, требуется 30 лет, имеется 27 лет 2 месяца 8 дней. При этом в специальный стаж Винтайкиной Л.П. в календарном исчислении были засчитаны периоды работы с 3 августа 1981 года по 27 июля 1982 года в должности врача-интерна акушера-гинеколога по акушерству и гинекологии в Саранской городской клинической больнице №4, с 28 июля 1982 года по 7 февраля 1983 года в должности врача акушера-гинеколога-дежуранта родильного отделения в Саранской городской клинической больнице №4. В специальный стаж не были засчитаны периоды работы с 22 сентября 1993 года по 11 октября 1993 года в должности врача-гинеколога в здравпункте в МСЧ АО «Лайме», с 22 октября 1996 года по 18 мая 1998 года в должности врача-гинеколога в лечебно-оздоровительном комплексе (ЛОК) в ОАО «Лисма», с 1 июля 2002 года по 31 июля 2002 года в должности врача-гинеколога в лечебно-оздоровительном центре (ЛОЦ) ОАО «Лисма» (л.д.6-8).

Из трудовой книжки на имя Винтайкиной Л.П. (до брака Орешкиной) следует, что 3 августа 1981 года она была зачислена для прохождения интернатуры по акушерству-гинекологии в Саранскую городскую клиническую больницу №4, 28 июля 1982 г. после окончания интернатуры истица назначена на должность врача-акушера-гинеколога-дежуранта родильного отделения Саранской городской клинической больницы №4, 7 февраля 1993 года - уволена по собственному желанию, 22 сентября 1993 года - принята врачом-гинекологом в здравпункт АО «Лайме», 11 октября 1993 года - здравпункт переименован в медико-санитарную часть АО «Лайме», 22 октября 1996 года - принята на работу в ЛОК ОАО «Лисма» врачом-гинекологом в порядке перевода с АО «Лайме», 19 мая 1998 года - ЛОК переименован в медико-санитарную часть ОАО «Лисма», 1 июля 2002 года - принята в ЛОЦ ОАО «Лисма» врачом-гинекологом в порядке перевода с МУЗ МСЧ «Лисма Мед», 1 августа 2002 года - лечебно-оздоровительный центр ОАО (ЛОЦ) реорганизован в МСЧ ОАО «Лисма» (л.д.37-53).

Согласно справке №153 от 24 сентября 2010 г. МУЗ «Городская клиническая больница №4» Винтайкина Л.П. с 28 июля 1982 г. после прохождения интернатуры назначена на должность врача-акушера-гинеколога-дежуранта родильного отделения (Приказ о переводе №96-к от 28 июля 1982 года по 7 февраля 1983 г. (Приказ об увольнении №15-к от 7 февраля 1983 г.).

За время работы находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с 1 февраля 1982 г. по 1 февраля 1983 г. (приказ №127 от 4 февраля 1982 г. (л.д.9).

Из акта документальной проверки №1 от 26 мая 2010 г. следует, что в период с 1 февраля 1982 г. по 1 февраля 1983 г. Винтайкина Л.П. находилась в отпуске по уходу за ребенком, приказом №94-к от 1 августа 1981 года Винтайкина (О. Л.П.) зачислена для прохождения интернатуры по акушерству-гинекологии с 3 августа с.г., приказом №96-к от 28 июля 1982 г. после окончания интернатуры назначена на должность врача-акушера-гинеколога-дежуранта родильного отделения, приказом №15-к от 7 февраля 1983 г. врач-акушер-гинеколог по оказанию экстренной помощи 1-родильного отделения Винтайкина Лидия Петровна уволена по собственному желанию и в связи с переходом в Саранскую горполиклинику №5 с февраля с.г. (л.д.58).

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствуют правовые основания для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункта 2 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

В силу пункта 6 указанных Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Суд правильно руководствовался приведенными положениями закона и установив, что истица в период с 22 сентября 1993 года по 11 октября 1993 года в должности врача-гинеколога в здравпункте в МСЧ АО «Лайме», с 22 октября 1996 года по 18 мая 1998 года в должности врача-гинеколога в лечебно-оздоровительном комплексе (ЛОК) в ОАО «Лисма», с 1 июля 2002 года по 31 июля 2002 года в должности врача-гинеколога в лечебно-оздоровительном центре (ЛОЦ) ОАО «Лисма» осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, пришел к правильному выводу, что пенсионный орган необоснованно не включил данные периоды работы истицы в стаж для назначения пенсии.

В силу подпункта «б» пункта 5 указанных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке. Лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Пунктом 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев к таким должностям относятся: оперирующие врачи-специалисты всех наименований.

Суд правильно посчитал, что исковые требования о зачете периодов работы в должности врача-интерна акушера-гинеколога по акушерству и гинекологии в Саранской городской клинической больнице №4 и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении как один год работы за один год 6 месяцев не основаны на законе.

При этом суд правомерно исходил из того, что спорный период работы истицы с 3 августа 1981 года по 27 июля 1982 года в должности врача-интерна акушера-гинеколога по акушерству и гинекологии в Саранской городской клинической больнице №4 подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном порядке, поскольку истица была назначена на штатную должность врача-интерна акушера-гинеколога для прохождения интернатуры по акушерству и гинекологии с 3 августа 1981 года.

Поскольку истица в оспариваемый период как самостоятельно, так и под контролем врача-хирурга исполняла должностные обязанности врача-интерна акушера-гинеколога, при этом, занимая штатную должность только врача- интерна, до окончания интернатуры являлась врачом-интерном и не являлась оперирующим врачом-специалистом, спорный период не может быть зачтен ей в специальный стаж истицы в льготном исчислении как один год и 6 месяцев.

Также является верным вывод суда о том, что период с 28 июля 1982 года по 7 февраля 1983 года не подлежит зачету в льготном порядке как один год и шесть месяцев, поскольку в данный период сохранялись только трудовые отношения, лечебная деятельность истицей не осуществлялась.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" (вместе с Разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет") во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Как установлено материалами дела в спорный период истица находилась в отпуске по уходу за ребенком. Указанный отпуск был предоставлен в период занятия должности врача- интерна, период работы в которой не подлежит зачету в стаж для назначения пенсии в льготном порядке.

При указанных обстоятельствах с учетом периодов работы зачтенных пенсионным органом (27 лет 2 месяца 8 дней) и зачтенных судом (1 год 8 месяцев 17 дней), истица не имеет требуемого 30-ти летнего стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С учетом изложенного суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и в решении получили правильную и мотивированную оценку.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Винтайкиной Л.П. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                          Александров С.В.        

Судьи                                                                                    Стариннова Л.Д.

                                                                                              Скипальская Л.И.