решение об удовлет.исковых требований о признании права на обеспечение по социальному страхованию в связи с профессиональным заболеванием оставлено без изменения



Судья Бажанов А.О.                                     Дело № 33-2073/54Докладчик Адушкина И.В.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                                       Литюшкина В.И.

судей                                                                               Адушкиной И.В.

               Козиной Е.Г.

при секретаре             Агеевой Н.А.

                

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 декабря 2010 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе генерального директора ОАО «МордовАгроМаш» Громова Г.А. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 октября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., объяснения истца Тюлюкова В.И. и его представителя Алиевой А.Н. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

установила:

Тюлюков В.И. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия, ОАО «МордовАгроМаш» о признании права на обеспечение по социальному страхованию в связи с профессиональным заболеванием, установленным Актом о случае профессионального заболевания от 26 февраля 2010 г., назначении обеспечения по социальному страхованию в связи с установленным профзаболеванием.

В обосновании иска указал, что с 11 ноября 1985 г. по 26 августа 1998 г. он работал в ОАО «МордовАгроМаш» в качестве электросварщика. 26 февраля 2010 г. был составлен акт о случае профессионального заболевания, которое возникло в период работы в ОАО «МордовАгроМаш» в результате воздействия на организм повышенных концентраций сварочного аэрозоля вследствие неэффективности вентиляции и средств индивидуальной защиты. Члены комиссии Громов Г.А. и П. отказались подписать акт о случае профессионального заболевания ввиду несогласия с ним. 23 июля 2010 г. он обратился в Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия с заявлением о выплате ему обеспечения по социальному страхованию. Его заявление было оставлено без удовлетворения ввиду отказа членов комиссии - представителей ОАО «МордовАгроМаш», от подписи акта о случае профессионального заболевания.

Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 октября 2010 г. исковые требования Тюлюкова В.И. удовлетворены. Судом признано за ним право на обеспечение по социальному страхованию в связи с профессиональным заболеванием, установленным Актом о случае профессионального заболевания, возложена обязанность на Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о назначении социального обеспечения по социальному страхованию в связи с установлением профессионального заболевания.

В кассационной жалобе генеральный директор ОАО «МордовАгроМаш» Громов Г.А. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

В дополнениях к кассационной жалобе от 27 октября 2010 г. генеральный директор ОАО «МордовАгроМаш» Громов Г.А. просит решение суда отменить, считает, что профессиональное заболевание Тюлюкова В.И. <данные изъяты> возникло не на ОАО «МордовАгроМаш», так как отсутствовало продолжительное влияние вредных производственных факторов на протяжении 15 лет и более, также заболевание было обнаружено спустя 10 лет после окончания трудовой деятельности. Указывает, что до трудоустройства на ОАО «МордоАгроМаш» Тюлюков В.И. имел стаж работы во вредных условиях труда 11 лет 2 месяца, однако при расследовании данного профессионального заболевания не были запрошены санитарно-гигиенические условия труда со всех мест его работы во вредных условиях. Считает, что при увольнении истца с ОАО «Авторемонтный завод «Саранский», правопреемником которого является ОАО «МордовАгроМаш», на период 25 августа 1998 года у истца не было обнаружено профессиональное заболевание.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что на основании санитарно-гигиенической характеристики условий труда от ДД.ММ.ГГГГ , копии трудовой книжки Тюлюкова В.И. установлено, что стаж его работы со сварочным аэрозолем - 31 год 10 мес., в ОАО «МордовАгроМаш» - 20 лет 8 мес.

26 февраля 2010 г. был составлен акт о случае профессионального заболевания, в котором указано, что у Тюлюкова В.И. диагностированы: <данные изъяты> В акте указано, что ранее у Тюлюкова В.И. наличие профессионального заболевания не регистрировалось. Причиной профессионального заболевания послужило длительное и кратковременное (в течение рабочей смены), однократное и многократное воздействие на организм человека вредных производственных факторов или веществ: концентрации сварочного аэрозоля в период 1985-1987 г.г. составляли от 1,1 до 9,8 ПДК; концентрация марганца в сварочном аэрозоле в период 1996-1998 г.г. составляли от 2 до 8 ПДК. В период трудовой деятельности классы условий труда по вредному фактору «Сварочный аэрозоль» варьировали от 3 (вредного) 2 степени до 3 (вредного) 3 степени, по вредному фактору «Марганец» к классу 3 (вредный) 2 степени. Вышеупомянутое заболевание является профессиональным и возникло в результате воздействия на организм повышенных концентраций сварочного аэрозоля при неэффективной работе систем вентиляции и неэффективности средств индивидуальной защиты. Непосредственной причиной заболевания
послужило длительное и кратковременное в течение рабочей смены,
однократное и многократное воздействие сварочного аэрозоля, концентрация которого по данным лабораторных исследований превышали ПДК (в том числе в течение 4 лет 1 мес. на ОАО «МордовАгроМаш», из которых в цехе № 4 - 1 год, в отделе главного механика по цехам № 1,2,4, 5, инструментальном участке - 8 мес., в тепловом хозяйстве 2 года 5 мес. Расследование случая профессионального заболевание проводилось в ОАО «МордовАгроМаш», до 22 ноября 2007 г. - ОАО «Авторемзавод «Саранский» ( л.д. 69-70).

ДД.ММ.ГГГГ было составлено извещение об установлении предварительного диагноза хронического профессионального заболевания <данные изъяты> В качестве причины указан вредный производственный фактор - производственный контакт со сварочным аэрозолем (л.д. 90). Из извещения об установлении заключительного диагноза хронического профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Тюлюкову В.И. поставлен диагноз: <данные изъяты> В качестве причины указан вредный производственный фактор - производственный контакт со сварочным аэрозолем 31 год. 10 мес. (л.д. 80 ).

Из сообщения главного врача МУЗ «Городская клиническая больница » от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по периодическим медицинским осмотрам: от 1983 г. заключение терапевта «Здоров», годен фл. от ДД.ММ.ГГГГ без патологии; от 1985 г. заключение терапевта «Годен работать электросварщиком», фл. от ДД.ММ.ГГГГ б/п; от 1986 г. заключение терапевта «Годен»; от 1998 г. заключение терапевта «Годен», фл. от ДД.ММ.ГГГГ Подозрение на <данные изъяты> возникло в 2009 г. (л.д. 41).

29 марта 2010 г. установлена утрата трудоспособности у Тюлюкова В.И. в связи с наличием профессионального заболевания в размере 30% (л.д. 4).

На основании представленных доказательств суд обоснованно сделал вывод о том, что Тюлюков В.И. имеет право па обеспечение по обязательному социальному страхованию, препятствием к получению которого является оспаривание представителями ОАО «МордовАгроМаш» акта о случае профессионального заболевания.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», профессиональное заболевание отнесено к страховому случаю по обязательному социальному страхованию и определено как хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Пункт 1 статьи 7 указанного выше Закона предусматривает, что право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.

Акт о профессиональном заболевании пунктом 4 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» отнесен к числу документов, на основании которых назначается обеспечение.

Положение о расследовании и учёте профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации №967 от 15 декабря 2000г., предусматривает порядок вынесения заключительного диагноза. При установлении предварительного диагноза - хроническое профессиональное заболевание (отравление) извещение о профессиональном заболевании работника в 3-дневный срок направляется в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в 2-недельный срок со дня получения извещения представляет в учреждение здравоохранения санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника.

Учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (отравление), в месячный срок обязано направить больного на амбулаторное или стационарное обследование в специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клинику или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля) (далее именуется - центр профессиональной патологии) с представлением следующих документов:

а) выписка из медицинской карты амбулаторного и (или) стационарного
больного;

б) сведения о результатах предварительного (при поступлении на
работу) и периодических медицинских осмотров;

в) санитарно-гигиеническая характеристика условий труда;

г) копия трудовой книжки.

Центр профессиональной патологии на основании клинических данных состояния здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (в том числе возникшее спустя длительный срок после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами), составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного.

Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что при постановке Тюлюкову В.И. диагноза о наличии профессионального заболевания, приведенный выше порядок выявления профессионального заболевания, изучения санитарно-гигиенических условий труда, установления причинной связи между заболеванием и вредными производственными факторами, был полностью соблюден, вследствие чего уполномоченная на то организация - Центр профессиональной патологии на основании клинических данных состояния здоровья работника и представленных документов выявила у Тюлюкова В.И. вышеназванное профессиональное заболевание.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 № 967, «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», расследование обстоятельств и причин возникновения хронического профессионального заболевания (отравления) у лиц, не имеющих на момент расследования контакта с вредным производственным фактором, вызвавшим это профессиональное заболевание, в том числе у неработающих, проводится по месту прежней работы с вредным производственным фактором.

Следовательно, вывод суда, что расследование обстоятельств и причин возникновения хронического профессионального заболевания у Тюлюкова В.И., не имеющего на момент расследования контакта с вредным производственным фактором, вызвавшим это профессиональное заболевание, было проведено по месту прежней работы с вредным производственным фактором, каковым является ОАО «МордовАгроМаш», правомерен.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к иной оценке доказательств, которым судом первой инстанции дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а доводы жалобы не могут повлечь его отмену.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу генерального директора ОАО «МордовАгроМаш» Громова Г.А. - без удовлетворения.

Председательствующий              Литюшкин В.И.

Судьи                                                                                   Адушкина И.В.

        Козина Е.Г.