Признание права собственности районной администрации на невостребованный земельный участок



Судья Т.Н. Иванушкина                       Дело №33-1814/24

Докладчик Г.К. Екония

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                                                    Г.К. Екония

судей                                                                                               И.В. Адушкиной

                                                                                                        Е.Г. Козиной

при секретаре судебного заседания                                             В.А. Пужаеве

рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 ноября 2010 года в городе Саранске дело по кассационной жалобе Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 30 сентября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Г.К. Екония, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Администрация Атяшевского муниципального района Республики Мордовия обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Республике Мордовия, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Мордовия,          В.В. Азину, В.Н. Безбородову и Ю.А. Трифонову о признании права собственности муниципального образования на земельный участок.

В обоснование иска районная администрация указала на то, что десять поименованных в прилагаемом к исковому заявлению списке граждан являлись с 1995 года собственниками земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: <адрес>. Размер земельной доли каждого собственника составлял 7,6 га.

С момента приобретения прав на земельные доли, то есть более трёх лет, собственники этих земельных долей ими не распоряжались.

К настоящему времени все поименованные в прилагаемом к исковому заявлению списке граждане умерли, и после смерти последнего из них также прошло более трёх лет.

На основании постановления Главы Администрации Атяшевского муниципального района от 16 февраля 2007 года №142 за счёт выделения десяти невостребованных земельных долей образован земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. метров. Местоположение образованного земельного участка - <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

Общее собрание участников долевой собственности решения об определении местоположения земельного участка, образуемого за счёт выделения невостребованных земельных долей, не принимало.

Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовано в газете «Вперёд» ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим и на основании пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» районная администрация просила суд признать право собственности Атяшевского муниципального района Республики Мордовия на поименованный земельный участок, образованный за счёт выделения невостребованных земельных долей (т.д.1, л.д.117-120).

Определением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 29 декабря 2009 года производство по делу в части рассмотрения и разрешения предъявленного иска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Мордовия было прекращено вследствие отказа районной администрации от иска к указанному ответчику (т.д.1, л.д.246).

Определением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 14 апреля 2010 года по ходатайству представителя районной администрации        Е.П. Исайкиной к участию в деле в качестве ответчика привлечён А.И. Авакумов как наследник умершего И.Б. Авакумова, который являлся одним из собственников невостребованных земельных долей (т.д.2, л.д.46).

Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 30 сентября 2010 года в удовлетворении предъявленного иска отказано (т.д.2, л.д.193-198).

В кассационной жалобе представитель районной администрации                Е.П. Исайкина просила решение суда отменить, ссылаясь на то, что: 1) земельный участок правомерно образован за счёт выделения невостребованных земельных долей с опубликованием сообщения о невостребованных земельных долях с указанием их собственников, наследники собственников невостребованных земельных долей земельными долями не распорядились, а, следовательно, суд необоснованно отказал в удовлетворении предъявленного иска; 2) решения общего собрания участников долевой собственности об определении местоположения земельного участка, образуемого за счёт выделения невостребованных земельных долей, не требовалось, а обратный вывод суда является ошибочным; 3) вывод суда о невозможности предъявления иска к наследникам собственников невостребованных земельных долей, к которым перешло право собственности на невостребованные земельные доли, является ошибочным; 4) отсутствие специального закона, регулирующего порядок наследования и учёта выморочного имущества, передачи выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не препятствовало удовлетворению предъявленного иска, а обратный вывод суда является ошибочным (т.д.2, л.д.207-212).

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов кассационной жалобы районной администрации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит решение суда подлежащим отмене.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трёх и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.

Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.

Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.

Как установлено судом первой инстанции, И.Б. Авакумов, М.С. Адаксина, Н.Е. Адаксина, А.М. Азина, В.И. Азин, А.Г. Безбородова, Н.В. Безбородов,      А.В. Казимирова, К.С. Трифонова и И.Ф. Чупеко с 1994 года являлись собственниками земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: <адрес>.

Размер земельных долей составлял 7,6 га каждая, которыми вышеуказанные собственники земельных долей фактически не распорядились.

К настоящему времени все вышеуказанные собственники земельных долей умерли. При этом после смерти собственников земельных долей только четыре земельные доли фактически перешли по наследству к наследникам-гражданам (А.И. Авакумову, В.В. Азину, В.Н. Безбородову и Ю.А. Трифонову), а остальные шесть земельных доли являются выморочным имуществом.

На основании постановления Главы Администрации Атяшевского муниципального района от 16 февраля 2007 года №142 за счёт выделения десяти невостребованных земельных долей, принадлежавших вышеуказанным собственникам земельных долей, образован земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. метров, находящийся по адресу: <адрес>

Общее собрание участников долевой собственности решения об определении местоположения земельного участка, образуемого за счёт выделения невостребованных земельных долей, не принимало.

Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовано в газете «Вперёд» ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, и сомнения в их достоверности не вызывают.

Отказывая в удовлетворении предъявленного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что установленная законом процедура формирования земельного участка, образуемого за счёт выделения невостребованных земельных долей, не была соблюдена, поскольку общее собрание участников долевой собственности решения об определении местоположения такого земельного участка не принимало.

Данный вывод суда основан на неправильном применении закона.

По смыслу абзаца третьего пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принятие решения об определении местоположения земельного участка, образуемого за счёт выделения невостребованных земельных долей, является правом, а не обязанностью общего собрания участников долевой собственности.

Исходя из этого, обязательного принятия общим собранием участников долевой собственности решения об определении местоположения земельного участка, образуемого за счёт выделения невостребованных земельных долей, не требовалось, а обратный вывод суда первой инстанции является ошибочным.

Отказывая в удовлетворении предъявленного иска, суд первой инстанции также пришёл к выводу о том, что возможность предъявления иска о признании права собственности муниципального образования на земельный участок, образованный за счёт выделения невостребованных земельных долей, к наследникам собственников невостребованных земельных долей вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрена.

Данный вывод суда основан на неправильном применении Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который не устанавливает никаких ограничений по кругу лиц, к которым может быть предъявлен иск о признании права собственности муниципального образования на земельный участок, образованный за счёт выделения невостребованных земельных долей. При этом очевидно, что иск о признании права собственности муниципального образования на земельный участок, образованный за счёт выделения невостребованных земельных долей, может быть предъявлен к наследникам собственников невостребованных земельных долей, к которым перешло право собственности на невостребованные земельные доли, а обратный вывод суда первой инстанции является ошибочным.

Отказывая в удовлетворении предъявленного иска, суд первой инстанции также пришёл к выводу о том, что отнесение земельных долей, перешедших по наследству к гражданам, к числу невостребованных земельных долей, и выделение таких земельных долей в земельный участок с последующим признанием права собственности муниципального образования на этот земельный участок не может осуществляться в порядке, установленном статьёй 13 вышеуказанного Федерального закона.

Данный вывод суда основан на неправильном применении пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который таких ограничений не содержит.

Напротив, земельные доли, перешедшие по наследству к гражданам, которые не распоряжались ими в течение трёх и более лет с момента приобретения прав на земельную долю относятся к числу невостребованных земельных долей, которые могут быть выделены в земельный участок с последующим признанием права собственности муниципального образования на этот земельный участок.

Из материалов дела следует, что четыре земельные доли, за счёт которых был образован земельный участок, перешли по наследству к гражданам, которые не распоряжались ими в течение трёх и более лет с момента приобретения прав на земельную долю. Очевидно, что указанные невостребованные земельные доли могли быть выделены в земельный участок с последующим признанием права собственности муниципального образования на этот земельный участок, а обратный вывод суда первой инстанции является ошибочным.

Отказывая в удовлетворении предъявленного иска, суд первой инстанции также пришёл к выводу о том, что в отсутствие специального закона, регулирующего порядок наследования и учёта выморочного имущества, передачи выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, препятствует выделению выморочных земельных долей в земельный участок с последующим признанием права собственности муниципального образования на этот земельный участок.

Данный вывод суда основан на неправильном применении закона.

Очевидно, что отсутствие специального закона, регулирующего порядок наследования и учёта выморочного имущества, передачи выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не препятствует выделению выморочных земельных долей в земельный участок с последующим признанием права собственности муниципального образования на этот земельный участок.

Тем более что Федеральный закон от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который регулирует вопросы выделения земельных участков в счёт долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, таких ограничений не содержит.

Таким образом, обжалуемое решение суда нельзя признать законным.

Между тем из материалов дела следует, что земельный участок правомерно образован за счёт выделения невостребованных земельных долей с соблюдением условий и процедуры, установленных пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Так, в частности, земельный участок правомерно образован за счёт выделения земельных долей собственники и наследники которых не распоряжались ими в течение трёх и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, то есть образован за счёт невостребованных земельных долей.

Доказательств обратному суду не представлено.

В связи с этим доводы кассационной жалобы районной администрации заслуживают внимания, а обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении предъявленного иска.

Исходя из изложенного и руководствуясь абзацем четвёртым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 30 сентября 2010 года отменить и принять новое решение.

Иск Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия к Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Республике Мордовия, Александру Ивановичу Авакумову, Владимиру Васильевичу Азину, Василию Николаевичу Безбородову и Юрию Анатольевичу Трифонову о признании права собственности муниципального образования на земельный участок удовлетворить.

Признать право собственности Атяшевского муниципального района Республики Мордовия на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. метров, находящийся по адресу: <адрес>

Судья-председательствующий                                                      Г.К. Екония

Судьи                                                                                                И.В. Адушкина

                                                                                                          Е.Г. Козина