Решение суда об удовлетворении иска о понуждении устранить деформацию асфальтобетонного покрытия, оставлено без изменения.



Судья Леснова И.С.             Дело №33-2134/57

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего - судьи Екония Г.К.

судей         Козиной Е.Г.

                                                                                            Межевовой Н.И.

при секретаре       Седовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 декабря 2010 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе представителя Муниципального учреждения «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Милешина В.И. на решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 ноября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения представителя ответчика МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Милешина В.И., действующего на основании доверенности № 01/79 от 21 октября 2010 г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Горремдорстрой» Шадрина А.И., действующего на основании доверенности от 2 июня 2010 г., считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Учайкина О.И. обратилась в суд с иском к Администрации Пролетарского района городского округа Саранск, МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» о понуждении устранения деформации асфальтобетонного покрытия протяженностью 30 метров в каждую сторону от пешеходного перехода проезжей части автодороги с остановки общественного транспорта «Пансионат» по <адрес> по тем основаниям, что ей как инвалиду тяжело передвигаться по данному нарушенному участку дороги.

Определением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 сентября 2010 г. в качестве соответчика было привлечено Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Спецавтохозяйство Саранское».

Определением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 ноября 2010 г. в качестве соответчика по данному делу было привлечено Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Горремдорстрой».

Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республика Мордовия от 17 ноября 2010 г. исковые требования Учайкиной О.И. удовлетворены частично.

На Муниципальное учреждение «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» возложена обязанность устранить деформацию асфальтобетонного покрытия протяженностью 30 метров в каждую сторону от пешеходного перехода проезжей части автодороги с остановки общественного транспорта «Пансионат» по <адрес>.

В исковых требованиях к Администрации Пролетарского района городского округа Саранск, Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Спецавтохозяйство Саранское», Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Горремдорстрой» отказано.

С Муниципального учреждения «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» в пользу Учайкиной О.И. подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

С Муниципального учреждения «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В кассационной жалобе представитель Муниципального учреждения «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Милешин В.И. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, либо направить на новое рассмотрение. По существу ссылаясь на то, что Муниципального учреждения «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» является ненадлежащим ответчиком по делу. Указанные в решении суда асфальтобетонные работы должно выполнять Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Спецавтохозяйство Саранское». Кроме того, указывает, что в решении должен быть указан конкретный срок окончания асфальтобетонных работ, поскольку работы по приведению указанной в иске дороги в нормативное состояние возможны только при соответствующих температурных режимах, то есть в летнее время.

В возражениях на кассационную жалобу представитель истицы Соломатин А.А. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Муниципального учреждения «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Милешина В.И. - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что Учайкина О.И. является инвалидом второй группы с детства, инвалидность установлена бессрочно.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.           № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Закона)

Согласно статье 15 указанного закона Правительство Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В порядке, установленном законодательством Российской Федерации утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.

Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Пунктами 1.4.2; 9,1; 9.2 «Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск» утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. № 193 предусмотрено в том числе, беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам жилой, социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в соответствии с требованиями нормативов.

В нормативах также регламентировано, что к объектам подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов относятся в том числе: жилые и административные здания и сооружения, объекты торговли, тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей.

Подпунктом 25 пункта 1 статьи 9 и подпунктом 3 статьи 10 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. № 177 предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе организация благоустройства.

В целях разрешения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования обладают полномочиями, в том числе по созданию муниципальных предприятий и учреждений, их финансированием, формированием и размещением муниципального заказа.

Пунктом 9 Устава МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предусмотрено, что учреждение создано в целях обеспечения муниципальных нужд в области жилищно-коммунального хозяйства.

Задачами учреждения являются содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог республиканского и федерального значения.

Пунктом 30 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24 апреля 2003 г. № 304 предусмотрено, что дороги и тротуары должны содержаться в надлежащем состоянии.

Как установлено судом первой инстанции, асфальтное покрытие дороги, проходящей вдоль остановки общественного транспорта «Пансионат» по <адрес> протяженностью 30 метров в каждую сторону от пешеходного перехода проезжей части автодороги деформировано, а именно поверхность срезана фрезой, имеется колея, а также выбоины и провалы в асфальте, что затрудняет переход дороги инвалидами, передвигающихся как на костылях, так и на кресле-коляске.

Таким образом, дав оценку непосредственно исследованным имеющимся в деле доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком - МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», должна быть устранена деформацию асфальтобетонного покрытия автодороги с остановки общественного транспорта «Пансионат» по <адрес>.

Доводы кассационной жалобы, касающиеся определения лица, ответственного за надлежащее содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции. Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.

Отклоняется и довод жалобы о том, что в решении должен быть указан конкретный срок окончания асфальтобетонных работ, так как не является юридически значимымобстоятельством для разрешения данного спора.

При таких обстоятельствах решение суда соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

На основании вышеизложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 ноября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Муниципального учреждения «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Милешина В.И. - без удовлетворения.

Председательствующий Г.К.Екония

Судьи       Е.Г. Козина

                                                                       Н.И.Межевова