Решение суда, которым удовлетворен иск о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, оставлено без изменения.



Судья Мельникова Н.Н.      Дело № 33-2129/27

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего - судьи Екония Г.К..

судей        Козиной Е.Г.

                                                                                            Межевовой Н.И.

при секретаре      Седовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 декабря 2010 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» Хромовой Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 25 октября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения Чужайкиной Т.И., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Чужайкина Т.И. обратилась в суд с иском к ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, указав, что решением ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» № 1 от 9 июля 2010 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам подпункта 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В специальный стаж не были зачтены периоды ее работы: в должности заведующей фельдшерским пунктом как структурного подразделения МУЗ Лямбирской центральной районной больницы с 1 апреля 1988 г. по 5 октября 1992 г., с 3 ноября 1992 г. по 22 января 1999 г. (в том числе отпуск по беременности и родам с 6 августа 1991 г. по 3 февраля 1992 г. и отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 4 февраля 1992 г. по 5 октября 1992 г.);в должности заведующей Саловским фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер, как структурного подразделения МУЗ «Первомайская амбулатория» с 23 января 1999 г. по 1 января 2006 г. ( в том числе курсы повышения квалификации с 23 марта 2000 г по 23 мая 2000 г, с 9 марта 2005 г. по 5 мая 2005 г.)

Просила суд признать незаконным и отменить указанное решение Пенсионного органа, обязать ответчика засчитать в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью спорные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения с заявлением о назначении пенсии.

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 25 октября 2010 г. исковые требования Чужайкиной Т.И. удовлетворены.

Признано незаконным решение ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» № 1 от 9 июля 2010 г.

На ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» возложена обязанность включить в специальный стаж Чужайкиной Т.И. периоды ее работы: в должности заведующей-фельдшера Саловского фельдшерско-акушерского пункта муниципального учреждения здравоохранения «Лямбирская центральная районная больница» с 1 апреля 1988 г. по 5 октября 1992 г., с 3 ноября 1992 г. по 22 января 1999 г. в льготном исчислении 1:3 (в том числе период по беременности и родам с 6 августа 1991 г. по 3 февраля 1992 г., отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 4 февраля 1992 г. по 5 октября 1992 г.) в льготном исчислении один год работы как один год три месяца (за исключением отпуска без содержания с 2 по 4 октября 1990 г., прогула 22 января 1991 г.); период работы в должностизаведующей-фельдшером Садовского фельдшерско-акушерского пункта муниципального учреждения здравоохранения «Первомайская амбулатория» с 23 января 1999 г. по 31 октября 1999 г. в льготном исчислении 1:3, с 1 ноября 1999 г. по 1 января 2006 г. в календарном исчислении (в том числе курсы повышения квалификации с 23 марта 2000 г. по 23 мая 2000 г., с 9 марта 2005 г. по 5 мая 2005 г. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 1 июля 2010 г.

В кассационной жалобе начальник ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» Хромова Н.А. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что 1 июля 2010 г. Чужайкина Т.И. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением ответчика от 9 июля 2010 года № 1 Чужайкиной Т.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.

При этом в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не включены вышеуказанные периоды работы в связи с несоответствием занимаемой истицей должности и лечебного учреждения ФП (фельдшерского пункта) Спискам должностей и учреждений здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г., не указания работодателем кода льгот для назначения пенсии, неполной занятости в течение рабочего дня работой по охране здоровья.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что указанное решение пенсионного органа является незаконным и исходил из того, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и в поселке городского типа независимо от возраста трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при условии выполнения работы в сельской местности не менее 25 лет.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствий с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 право на трудовую пенсию за выслугу лет предоставлялось «врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности».

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа считать за один год и 3 месяца специального трудового стажа.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судом при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов. Учитывая, что пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР № 464 один год работы в сельской местности засчитывался в стаж в льготном порядке ( как 1 год и 3 месяца), стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Судом первой инстанции также правильно учтено, что в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Из трудовой книжки истицы следует, что до поступления в Лямбирскую районную больницу истица трудового стажа не имела:

- 1 апреля 1988 г. - принята на должность зав. Саловским ФП;

- 30 мая 2000 г. - присвоена первая категория по специальности «лечебное дело»;

- 22 января 1999 г. - переведена в МУЗ «Первомайская амбулатория» на должность заведующей Саловским ФАП - фельдшером;

- 1 января 2006 г. - переведена в МУЗ Лямбирского района «Лямбирская ЦРБ» на должность заведующей Саловским ФАП - фельдшера.

Из представленного истицей диплома ЛТ № 518742 следует, что она (до брака Десинова) в 1988 г. окончила Темниковское медицинское училище с присвоением ей квалификации фельдшера.

Факт выполнения истицей лечебной и иной работы по охране здоровья населения ответчиком не оспаривается.

Как установлено судом, истица с 1 апреля 1988 г. по настоящее время осуществляет работу по охране здоровья населения в Саловском фельдшерско-акушерском пункте Лямбирского района Республики Мордовия, то есть в сельской местности.

Пунктом 1.6.1. Штатных нормативов медицинского персонала, утвержденных приказом Министерства здравоохранения СССР от 11 октября 1982 г. № 999 предусмотрена должность «заведующий здравпунктом-фельдшер или медицинская сестра».

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» к среднему медицинскому персоналу отнесены: заведующий здравпунктом-фельдшер (медицинская сестра).

Кроме того, обоснованно судом признаны несостоятельными доводы ответчика о том, что в индивидуальных сведениях истицы не проставлен код льготы, с учетом которого определяется право истицы на досрочную трудовую пенсию, поскольку в соответствии со пп. 5 ч. 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ в редакции от 27 декабря 2009 г. «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного страхования» страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает периоды деятельности, включаемые в специальный трудовой стаж.

В связи с чем, вывод суда о том, что сведения о льготном характере работы истицы в оспариваемые периоды должен был подать работодатель, отсутствие указанных сведений застрахованного лица не может являться препятствием для истицы в реализации пенсионных прав, является правильным.

Также обоснованно признан судом несостоятельным довод ответчика о неполной занятости истицы медицинской работой в течение рабочего дня ввиду выполнения функции заведующей аптечным пунктом. Как правильно установлено судом, продажа лекарственных средств предусмотрена функциональными обязанностями заведующей-фельдшера ФАПа и согласно Положения о заведующем ФАПом-фельдшере на Саловский ФАП администрацией Лямбирской центральной районной больницы приказом № 12 от 1 апреля 1988 г. возложена функция аптечного пункта.

Поскольку представленными истицей доказательствами подтвержден факт выполнения ею в оспариваемые периоды лечебной работы, то суд первой инстанции правильно включил истице в специальный трудовой стаж периоды с 1 апреля 1988г. по 5 октября 1992г., с 3 ноября 1992 г. по 22 января 1999 г. в льготном исчислении 1:3 (за исключением отпуска без содержания с 2 по 4 октября 1992 г., прогула 22 января 1991 г.), периода работы в должности заведующей-фельдшера Садовского ФАПа как структурного подразделения МУЗ «Первомайская амбулатория» с 23 января 1999 г. по 31 октября 1999г. в льготном исчислении 1:3, с 1 ноября 1999 г. по 1 января 2006 г. в календарном исчислении.

Несостоятельным также является довод кассационной жалобы о том, что судом незаконно удовлетворены требования истицы о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 23 марта 2000 г. по 23 мая 2000 г., с 9 марта 2005 г. по 5 мая 2005 г., поскольку за это время за истицей сохранялась должность, заработная плата, производились страховые отчисления, прохождение курсов является необходимым условием для осуществления медицинской деятельности.

Также обоснованными являются выводы суда первой инстанции о включении в специальный трудовой стаж истицы периодов: по беременности и родам с 6 августа 1991 г. по 3 февраля 1992г., отпуска по уходу за ребенком 6 ноября 1991 года рождения с 4 февраля 1992 г.по 5 октября 1992 г. в льготном исчислении 1:3, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункта 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с не включением в стаж работы по специальности периода ухода за ребенком, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона, поэтому не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, которые были предметы разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда.

На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 25 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» Хромовой Н.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Г.К.Екония

Судьи       Е.Г. Козина

                                                                       Н.И.Межевова