Решение суда об удовлетворении заявления о призаннии незаконным решения Совета депутатов №... от ... `Об исключении из числа служебных квартир в жилых домах....`, оставлено без изменения.



Судья Грачев А.В.        Дело № 33-2/57Докладчик Козина Е.Г.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего - судьи Александрова С.В.

судей         Екония Г.К.            Козиной Е.Г.

при секретаре       Седовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 января 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе представителя Совета депутатов Рузаевского муниципального района Лисенковой Е.Ю. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Федеральное Государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Пензенская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, указав, что <дата> Советом депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия было принято решение <№> «Об исключении из числа служебных квартир в жилых домах <№>, <№>, <№>, <№>, расположенных по адресу: <адрес>».

Данное решение нарушает правомочия Министерства обороны, как собственника имущества, права на формирование служебных жилых помещений под штатную численность военнослужащих, на оперативное управление имуществом.

За Государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Пензенская квартирно-эксплуатационная часть района» на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации <№> от <дата> в соответствии со статьями 125, 214, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации №377 от 3 июня 2002 г. закреплено на праве оперативного управления имущество - жилые дома <№>, <№>, <№>, <№>, расположенные в <адрес>.

Жилой фонд Министерства обороны в закрытом военном городке <№> <адрес> гарнизона к муниципальной собственности не относится.

Решением Исполнительного комитета Рузаевского районного совета народных депутатов <№> от <дата> квартиры в домах <№>, <№>, <№> и постановлением Главы самоуправления Рузаевского района <№> от <дата> квартиры в доме <№> были признаны служебными, тем самым включены в специализированных жилой фонд Министерства обороны Российской Федерации.

Директивой Службы расквартирования и обустройства Минобороны России № 155/4/237 от 11 марта 2008 г. до всех родов войск было доведено, что в целях безусловного исполнения поручения Президента Российской Федерации о формирования к 2012 году фонда служебных помещений под штатную численность военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, Министром обороны принято решение о прекращении практики исключения жилых помещений из специализированного жилого фонда. В связи с чем в адрес командира военной части 67754 Приволжско-Уральским квартирно-эксплуатационным управлением Министерства обороны Российской Федерации было направлено письмо <№> от <дата> о том, что служебные квартиры в домах <№>, <№>, <№>, <№> не подлежат приватизации в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

После того, как в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 349-р закрытый военный городок <№> был объявлен открытым, по ходатайству профсоюзного комитета войсковой части <данные изъяты> Советом депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия было вынесено вышеназванное решение <№> от <дата>., кроме того, пунктом 2 данного решения администрации <данные изъяты> сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия предложено осуществить прием-передачу указанных квартир в муниципальную собственность <данные изъяты> сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Вместе с тем, оспариваемое решение, не соответствует подпункту «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 1053 «О некоторых вопросах по управлению имуществом», пунктам 8.68, 8.71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в редакции Указа Президента Российской Федерации от 26 августа 2010 г., распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации № 3891-р от 9 сентября 2003 г. о закреплении за Государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Пензенская квартирно-эксплуатационная часть района» имущества, в том числе квартир в домах <№>, <№>, <№>, <№>, расположенных в <адрес>, Директиве Службы расквартирования и обустройства Минобороны России № 155/4/237 от 11 марта 2008 г.

Просило суд признать недействительным решение Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от <дата> <№>.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 2010 г. заявление Федерального Государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Пензенская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворено.

Признано незаконным Решение Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от <дата> <№> «Об исключении из числа служебных квартир в жилых домах <№>, <№>, <№>, <№>, расположенных по адресу: <адрес>».

В кассационной жалобе представитель Совета депутатов Рузаевского муниципального района Лисенкова Е.Ю. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что 1) органам местного самоуправления предоставлено право отмены действующих на территории муниципального образования правовых актов в соответствии с требованиями части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 2) уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении специализированного жилищного фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФГ КЭУ «Пензенская квартирно-эксплуатационная часть района», является Министерство обороны Российской Федерации, в связи с чем надлежащим заявителем должно быть Министерство обороны Российской Федерации; 3) данный спор неподведомственен суду общей юрисдикции.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Федерального Государственного квартирно-эксплуатационное учреждения «Пензенская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации Крутяков И.В. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Совета депутатов Рузаевского муниципального района Лисенковой Е.Ю. - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Судом первой инстанции установлено, что решением Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от <дата> <№> исключены из числа служебных квартиры в жилых домах <№>, <№>, <№>, <№>, расположенных по адресу: <адрес>.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от <дата> <№> вышеназванные жилые дома <№>, <№>, <№>, <№> закреплены на праве оперативного управления за Пензенской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России.

Согласно акту приемки-передачи жилого фонда войсковой части <№> военного городка <№> <адрес>, жилые дома <№>, <№>, <№>, <№> переданы на баланс Пензенской КЭЧ района.

Согласно пункту 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004г. № 1082 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Конкретные его функции по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», согласно которому Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Вместе с тем к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации относится принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключению жилых помещений из указанного фонда.

На основании Устава, утвержденного приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от 2 октября 2008 г., учредителем Федерального Государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Пензенская квартирно-эксплуатационная часть района» является Правительство Российской Федерации, органом, осуществляющим полномочия, является Министерство обороны Российской Федерации. Собственником имущества, закрепленным за данным Учреждением, является Российская Федерация. Учреждение осуществляет деятельность в целях обеспечения расквартирования и обустройства воинских частей, дислоцированных в пределах обслуживаемого района.

Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с «Положением о Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, имеет право в целях реализации своих полномочий издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, давать указания, организовывать и проверять их исполнение.

Судом первой инстанции установлено, что Министром обороны Российской Федерации приняты решения от 11 марта 2008 г. № 155/4/237 и от 15 октября 2009г. № 205/2/709, которым предписано органам военного управления прекратить исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

Во исполнение вышеназванных решений, сообщением начальника При-волжско-Уральского КЭУ исключена возможность приватизации служебных жилых помещений в домах <№>, <№>, <№>, <№>, расположенных по адресу: <адрес>.

На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключению жилых помещений из указанного фонда относится к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем обжалуемое решение нарушает права заявителя и не может быть признано законным.

Суд полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Таким образом, доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а поэтому оснований для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Доводы кассационной жалобы не влияют на правильность принятого судом решения и в соответствии со статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 2010г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Совета депутатов Рузаевского муниципального района Лисенковой Е.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий     С.В. Александров

Судьи      Г.К. Екония

     Е.Г. Козина