Судья Солдатов М.О. Дело № 33-28/27 Докладчик Козина Е.Г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: председательствующего - судьи Екония Г.К. судей Адушкиной И.В. Козиной Е.Г. при секретаре Евстифеевой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» Хромовой Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 16 ноября 2010 г. Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия установила: Цыпцов А.А. обратился в суд с иском к ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, указав, что решением ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» №299/1 от 23 апреля 2010 г. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы - 1 год и 6 месяцев специального трудового стажа засчитаны периоды его работы с 10 апреля 1991 г. по 3 декабря 1991 г., с 1 октября 1994 г. по 1 сентября 1998 г. в должности медсестры хирургического отделения «Старошайговской ЦРБ». Указанные периоды работы не засчитаны еще в льготном исчислении как 1 год работы в сельской местности - 1 год и 3 месяца специального трудового стажа. Вместе с тем пенсионным законодательством предусмотрено, что при исчислении стажа за работу в сельской местности в тех структурных подразделениях и в должностях, которые засчитываются в медицинский стаж в льготном порядке (1 год работы - за 1 год и 6 месяцев стажа), льготы по исчислению стажа суммируются. Не засчитан в специальный стаж период его работы в должности медицинской сестры реанимационного отделения ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» с 3 сентября 1998 г. по 31 декабря 1999 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 15 марта 1999 г. по 13 мая 1999 г.), так как наименование должности и отделения не соответствуют Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 г. и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 и от 29 октября 2002 г. № 781. Просил суд отменить указанное решение пенсионного органа, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды его работы с 10 апреля 1991 г. по 3 декабря 1991 г. и с 1 октября 1994 г. по 1 сентября 1998 г. в должности медсестры хирургического отделения «Старошайговской ЦРБ», с 3 сентября 1998 г. по 31 октября 1999 г. в должности медицинской сестры реанимационного отделения ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» (в том числе курсы повышения квалификации с 15 марта 1999 г. по 13 мая 1999 г.) в льготном исчислении 1 год работы - 1 год и 9 месяцев специального трудового стажа; период его работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в льготном исчислении 1 год работы - 1 год и 6 месяцев специального трудового стажа и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 14 апреля 2010 г. Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 16 ноября 2010 г. исковые требования Цыпцова А.А. удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» №299/1 от 23 апреля 2010 г. об отказе Цыпцову А.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. На ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» возложена обязанность включить Цыпцову А.А. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды его работы: с 10 апреля 1991 г. по 3 декабря 1991 г. и с 1 октября 1994 г. по 1 сентября 1998 г. в должности медсестры хирургического отделения «Старошайговской ЦРБ» в льготном исчислении с применением двух коэффициентов (1 год и 3 месяца за 1 год работы + 1 год и 6 месяцев за 1 год работы); с 3 сентября 1998 г. по 31 октября 1999 г. в должности медицинской сестры реанимационного отделения ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» (в том числе курсы повышения квалификации с 15 марта 1999 г. по 13 мая 1999 г.) в льготном исчислении с применением двух коэффициентов (1 год и 3 месяца за 1 год работы + 1 год и 6 месяцев за 1 год работы); с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в должности медицинской сестры реанимационного отделения ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и назначить Цыпцову А.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 14 апреля 2010 г. С ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» в пользу Цыпцова А.А. взыскан возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. В кассационной жалобе начальник ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» Хромова Н.А. просит решение суда отменить, взыскать с истца в пользу пенсионного органа расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за кассационное обжалование решения суда в размере <данные изъяты> рублей. Указывает, что у суда не было правовых оснований одновременно применить льготный порядок исчисления к периодам работы, протекающим как в сельской местности, так и в должностях поименованных пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 464 от 6 сентября 1991 г. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения. Из материалов дела усматривается, что решением ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» №299/1 от 23 апреля 2010 г. Цыпцову А.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа не менее 25 лет, имеется 22 года 1 месяц 27 дней. В специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы - 1 год и 6 месяцев специального трудового стажа засчитаны периоды его работы с 10 апреля 1991 г. по 3 декабря 1991 г. и с 1 октября 1994 г. по 1 сентября 1998 г. в должности медсестры хирургического отделения «Старошайговской ЦРБ». Не засчитаны в специальный стаж периоды его работы в должности заведующего «Ст-Акшинским медпунктом» с 10 марта 1994 г. по 19 июня 1994 г., поскольку занимаемая должность не соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 г. и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 и от 29 октября 2002 г. № 781, кроме того наименование должности «заведующего» структурным подразделением не дополнено наименованием специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой, вменяется в круг его обязанностей и не имеется тарификации медсестры или фельдшера, также невозможно усмотреть занятость в течение полного рабочего дня; с 20 июня 1994 г. (по какое время неизвестно) в хирургическом отделении «Старошайговской ЦРБ», поскольку в акте документальной проверки не указано наименование должности в которой работал истец; с 3 сентября 1998 г. по 31 декабря 1999 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 15 марта 1999 г. по 13 мая 1999 г.) в должности медицинской сестры реанимационного отделения ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница», так как наименование должности и отделения не соответствуют Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 г. и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 и от 29 октября 2002 г. № 781. Разрешая исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что данное решение является незаконным. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, п.п. «а» лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; согласно п.п. «б» лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы. При таких обстоятельствах, суд, удовлетворяя исковые требования о включении указанных периодов в специальный стаж, обоснованно исходил из того, что в оспариваемые периоды Цыпцов А.А. работал в должности и в структурном подразделении, дающих право на льготное исчисление стажа из расчета 1 год за 1 год и 9 месяцев. Необходимость применения указанных коэффициентов при исчислении специального стажа работы предусматривалась и ранее действующим законодательством. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим постановлением. Вместе с тем, судом правомерно удовлетворены требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды его работы с 3 сентября 1998 г. по 31 декабря 1999 г.(в том числе курсы повышения квалификации с 15 марта 1999 г. по 13 мая 1999 г.) в должности медицинской сестры реанимационного отделения ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница». Согласно пункту 2 раздела наименование структурных подразделений Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. указано: «отделение реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений»; в пункте 2 раздела наименование должностей: «медицинские сестры палатные, в том числе старшие». Как установлено судом Цыпцов А.А. постоянно в течение полного рабочего дня при полной рабочей неделе работает в ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» в должности медицинской сестры реанимационного отделения с 3 сентября 1998 г. по настоящее время, как работник среднего медицинского персонала, непосредственно обслуживающий психических больных. Данное обстоятельство подтверждается справкой уточняющей характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 35 от 14 апреля 2010 г. Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку истец в оспариваемый период работал в сельской местности и занимал должность медицинской сестры палатной в отделении реанимации и интенсивной терапии, то данный период подлежит зачету в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении с применением двух коэффициентов (1 год и 3 месяца за 1 год работы + 1 год и 6 месяцев за 1 год работы). В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за 1 год и 3 месяца. Согласно пункту 3 указанных Правил врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно приложению, 1 год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. Из смысла указанных положений следует, что лица, претендующие на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста за работу в сельской местности при выслуге не менее 25 лет, с 1 ноября 1999 г. утратили право на льготный зачет стажа как 1 год работы в сельской местности за 1 год и 3 месяца за период работы с 1 ноября 1999 г. К ним применяется только одна льгота, предусмотренная пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066. Исходя из этого, суд первой инстанции правильно засчитал истцу в специальный трудовой стаж для получения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения его период работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в должности медицинской сестры реанимационного отделения ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Кроме того, обоснованно суд засчитал период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 15 марта 1999 г. по 13 мая 1999 г., поскольку Цыпцов А.А. направлялся работодателем, за ним сохранялась должность, заработная плата, с которой производились страховые отчисления в Пенсионный фонд. При этом курсы повышения квалификации зачтены в льготном исчислении с применением двух коэффициентов (1 год и 3 месяца за 1 год работы + 1 год и 6 месяцев за 1 год работы), поскольку имели место в период, когда работа Цыпцова А.А. включалась в специальный стаж в льготном исчислении. По вышеизложенным основаниям решение суда является законным и обоснованным, в связи с этим судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы жалобы основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права. На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия определила: решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 16 ноября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» Хромовой Н.А. - без удовлетворения. Председательствующий Г.К. Екония Судьи И.В. Адушкина Е.Г. Козина