Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: судьи-председательствующего: Екония Г.К., судей: Старинновой Л.Д., Козиной Е.Г., при секретаре: Евстифеевой О.А., рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 января 2011 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Наумовой Л.И. на решение Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 14 декабря 2010 г. Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., заслушав объяснения представителя Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Левщановой И.А., действующей по доверенности от 11 января 2011 года, поддержавшей доводы кассационной жалобы; судебная коллегия установила: Максимов Ю.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование заявленных требований указал, что решением пенсионного органа ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. При этом в его специальный стаж не были включены период его работы в должности первого секретаря РК ВЛКС и период нахождения в командировках. Считал отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, просил признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия №105 от 7 октября 2010 г., включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости оспариваемые периоды и назначить досрочную трудовую пенсию с <дата> г., взыскать расходы по уплате государственной пошлины. Решением Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 14 декабря 2010 г. исковые требования Максимова Ю.В. удовлетворены в полном объеме (л.д.62-67). В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Наумова Л.И. просила решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения. Как следует из материалов дела и установлено судом решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия №105 от 7 октября 2010 г. Максимову Ю.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. При этом в стаж для назначения пенсии не был включен период его работы с 26 августа 1987 г. по 4 августа 1989 г. в должности первого секретаря РК ВЛКС и периоды нахождения в командировках. Из трудовой книжки Максимова Ю.В. следует, что 15 августа 1985 года он назначен на должность учителя географии Спасской средней школы, 3 июля 1987 уволен в порядке перевода на выборную должность в связи с избранием на должность секретаря РК ВЛКСМ - на основании личного согласия, 3 июля 1987 г. избран первым секретарем РК ВЛКСМ, 4 августа 1989 г. освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. (л.д.8-10). В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Таким образом, при оценке пенсионных прав истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежало применению законодательство, действующее на момент выполнения истцом оспариваемых периодов работы. Разрешая дело и удовлетворяя иск, суд правильно исходил из того, что в спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «а» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Поскольку указанные периоды относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, суд первой инстанции обоснованно засчитал в стаж для назначения пенсии истцу спорный период его работы в должности первого секретаря РК ВЛКС. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Согласно пункту 4 Положения «О порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В связи с этим доводы кассационной жалобы ответчика о том, что вопреки названному Положению истец не выработал 2/3 педагогического стажа, является несостоятельным, поскольку судом установлено, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью истец имеет более 2/3 педагогического стажа. Руководствуясь положениями статьи 167 Трудового кодекса РФ, регулирующих гарантии при направлении работников в служебные командировки, пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, суд обоснованно засчитал в специальный стаж истца периоды нахождения в командировках. При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Содержащиеся в кассационной жалобе доводы ответчика были предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции и по мотивам, приведенным в решении суда, обоснованно отклонены. На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила: решение Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 14 декабря 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Наумовой Л.И. - без удовлетворения. Судья-председательствующий Екония Г.К. Судьи Стариннова Л.Д. Козина Е.Г.