Решение суда об удовлетворении иска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, оставлено без изменения.



Судья Пахомов А.В.      Дело № 33-123/27

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Екония Г.К.

судей        Демидчик Н.В.

Козиной Е.Г.

при секретаре      Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе заместителя начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Никитиной Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 ноября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения представителя истца Бодрина Н.Г. - Бодриной М.И., действующей на основании доверенности от 20 января 2010 г., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Бодрин Н.Г. обратился в суд с иском к ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, указав, что решением начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда в городском округе Саранск Республики Мордовия» от 14 апреля 2008 г. № 17511/96-522 ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа - 30 лет. Из специального стажа исключены периоды работы с 21 июля 1975 г. по 15 июня 1976 г. в должности фельдшера войсковой части <данные изъяты>, с 2 марта 1992 г. по 12 августа 1993 г. в должности врача-хирурга Луховской врачебной амбулатории.

Просил суд признать незаконным и отменить указанное решение начальника пенсионного фонда, обязать ответчика зачесть в специальный стаж спорные периоды работы.

18 ноября 2010 г. представитель истца Бодрина М.И. уточнила исковые требования Бодрина Н.Г., просила суд зачесть в специальный стаж для назначения пенсии период прохождения службы по призыву с 21 июля 1975 г. по 15 июня 1976 г. и период работы с 2 марта 1992 г. по 12 августа 1993 г. в должности врача-хирурга Луховской врачебной амбулатории в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца и назначать ему досрочную трудовую пенсию со дня возникновения права.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 ноября 2010 г. исковые требования Бодрина Н.Г. удовлетворены.

Признано незаконным решение начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» №17511/96-522 от 14 апреля 2008 г. об отказе Бодрину Н.Г. в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» возложена обязанность включить в Бодрину Н.Г. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы с 2 марта 1992 г. по 12 августа 1993 г. в должности врача-хирурга Луховской врачебной амбулатории в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца и период прохождения службы по призыву с 21 июля 1975 г. по 15 июня 1976 г. и назначить досрочную трудовую пенсию с 28 февраля 2009 г.

С ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» в пользу Бодрина Н.Г.взыскано <данные изъяты> рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины.

В кассационной жалобе заместитель начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Никитина Н.В. просит решение суда отменить по тем основаниям, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для включения спорных периодов работы.

В возражениях на кассационную жалобу представитель истца Бодрина М.И. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Никитиной Н.В. - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается,что решением начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» от 14 апреля 2008 года №17511/96-522 Бодрину Н.Г. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа.

Из специального стажа был исключен:

период прохождения военной службы по призыву в должности фельдшера с 10 мая 1974 г. по 15 июня 1976 г., поскольку согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, правом на пенсию пользуются врачи, средний медперсонал лечебно-профилактических учреждений, документального подтверждения, что служба протекала в учреждении не имеется;

период работы в должности врача-хирурга Луховской врачебной амбулатории с 2 марта 1992 г. по 12 августа 1992 г., поскольку наименование учреждения «врачебная амбулатория» не предусмотрено Списками учреждений, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации № 463 от 6 сентября 1991 г., № 1067 от 22 сентября 1999 г., № 781 от 29 октября 2002 г.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа в части исключения из трудового стажа спорных периодов его работы.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 1 Положения «О порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 установлено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Период службы истца подлежал включению в стаж работы только при условии, что этому периоду предшествовала работа, которая дает право на пенсию за выслугу лет.

Как установлено судом первой инстанции, периоду службы в армии предшествовал период его работы в качестве фельдшера отделения скорой помощи в Б.-Березниковской райбольнице, который относится к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

С учетом того, что период службы Бодрина Н.Г. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Как установлено судом первой инстанции, истец проходил военную службу по призыву в период, когда действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, и указанным Постановлением было предусмотрено включение в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных сил СССР.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно засчитал период прохождения службы по призыву с 21 июля 1975 г. по 15 июня 1976 г.в специальный стаж Бодрина Н.Г., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Кроме того, обоснованно судом первой инстанции засчитан в специальный стаж Бодрина Н.Г. период его работы с 2 марта 1992 г. по 12 августа 1993 г. в должности врача-хирурга Луховской врачебной амбулатории в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца.

В соответствии со статьями 12-14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 3 названных Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Как установлено судом первой инстанции, Бодрин Н.Г. в спорный период осуществлял деятельность по охране здоровья населения в должности врача-хирурга Луховской врачебной амбулатории, что подтверждается записями в трудовой книжке,справкой МУЗ «Городская поликлиника № 12» от 20 сентября 2007г. № 11, справкой Администрации р.п. Луховка городского округа Саранск от 13 ноября 2007 г. № 2917.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый период истца подлежит зачету в специальный стаж, поскольку пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях, в данном случае, очевидно, что истец в спорный период осуществлял лечебную деятельность.

По вышеизложенным основаниям решение суда является законным и обоснованным, в связи с этим судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права. К тому же доводы кассационной жалобы пенсионного органа сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене обжалуемого решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 ноября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Никитиной Н.В. - без удовлетворения.

Председательствующий Г.К. Екония

Судьи      Н.В. Демидчик

     Е.Г. Козина