признание права состоять в очереди на улучшение жилищных условий



Судья Заренкова Н.Е.                                                          Дело № 33-92/22

Докладчик Демидчик Н.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                                  Екония Г.К.

судей                                                                             Демидчик Н.В.

                                                                                      Козиной Е.Г.

при секретаре судебного заседания                           Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2011 года в городе Саранске кассационную жалобу представителя УФСИН России по Республике Мордовия Паркиной С.В. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 10 сентября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Демидчик Н.В., объяснения представителя УФСИН России по Республике Мордовия Паркиной С.В., поддержавшей кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Речицкий Д.И. обратился в суд с иском к жилищной комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия о признании протокола заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия об исключении из списка сотрудников, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищно-бытовых условий от 18 мая 2010 года № 3 и письма от 26 мая 2010 года № 14/37-244 незаконными, признании его участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы по УФСИН России по Республике Мордовия на 2010 год.

В обоснование иска указал, что он с 13 марта 1998 года состоял с семьей на учете для улучшения жилищных условий на основании решения жилищной комиссии Учреждения ЖХ-385 УФСИН России по Республике Мордовия.

Протоколом № 6 от 22 апреля 2008 года заседания рабочей группы по обеспечению реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы по УФСИН России по Республике Мордовия на 2010 год, он был включен в сводный список граждан - участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по ФГУ УФСИН России по Республике Мордовия для получения жилищного сертификата с семьей из 4 человек.

На основании протокола заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 18 мая 2010 года № 3 и письма председателя жилищной комиссии от 26 мая 2010 года № 14/37-244 он исключен из списка нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий.

С данным решением он не согласен, поскольку занимаемая им квартира по <адрес>, выделенная в 1994 году, являлась служебной, впоследствии переведена в муниципальную собственность, и была ему предоставлена взамен трехкомнатной квартиры, занимаемой по предыдущему месту службы. Другого жилья он не имеет. Кроме того, он обладает правом на дополнительную жилую площадь.

Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 10 сентября 2010 года протокол заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия об исключении из списка сотрудников, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищно-бытовых условий от 18 мая 2010 года № 3 и письмо председателя жилищной комиссии от 26 мая 2010 года № 14/37-244 об исключении из списка сотрудников, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищно-бытовых условий, Речицкого Д.И. признаны незаконными.

Речицкий Д.И. признан участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы по УФСИН России по Республике Мордовия на 2010 год и включен в список сотрудников УФСИН России по Республике Мордовия, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищно-бытовых условий.

В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Республике Мордовия Паркина С.В. считает решение суда незаконным, оспариваемый протокол жилищной комиссии обоснованным, поскольку на момент постановки на учет истец с семьей из 4 человек проживал в квартире жилой площадью               36,4 кв.м., т.е. имел обеспеченность на 1 члена семьи более 7 кв.м.

В настоящее время в связи с изменением площади этого жилого помещения семья истца обеспечена жилой площадью по нормам предоставления жилых помещений с учетом права Речицкого Д.И. на дополнительную жилую площадь.

Доказательства не соответствия занимаемой истцом квартиры санитарным и техническим требованиям суду не представлены.

Принимая решение о включении Речицкого Д.И. в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы», суд не учел, что действие этой программы заканчивается 31 декабря 2010 года.

В возражениях на кассационную жалобу Речицкий Д.И. считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит его подлежащим отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.

Из материалов дела следует, что в 1994 году Речицкому Д.И. с семьей из трех человек предоставлена ведомственная квартира по <адрес>, которая на основании договора безвозмездной передачи № 76 от 4 октября 2004 года передана в муниципальную собственность Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.

Решением жилищной комиссии от 24 апреля 1998 года Речицкий Д.И. по месту службы поставлен в очередь на жилье с 13 марта 1998 года.

Согласно выписке из протокола № 6 заседания рабочей группы по обеспечению реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы по УФСИН России по Республике Мордовия от 22 апреля 2008 года Речицкий Д.И. с семьей включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по ФГУ УФСИН России по Республике Мордовия в качестве кандидата на получение государственных жилищных сертификатов.

Решением жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия № 3 от 18 мая 2010 года Речицкий Д.И. исключен из списка сотрудников, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищно-бытовых условий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно пунктам 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия Речицкого Д.И. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях не установлено, истец с момента постановки на учет проживает в предоставленной ему муниципальной квартире, собственного жилья не имеет, во время прохождения службы субсидий на строительство жилья за счет средств федерального бюджета не получал.

С изложенным выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.

Из протокола заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия № 3 от 18 мая 2010 года (л.д.79) следует, что Речицкий Д.И. исключен из списка нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий, поскольку он необоснованно был признан нуждающимся.

Указанное основание подпадает под пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающий снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Действовавшие на момент постановки истца на учет законодательные акты, регулирующие спорные отношения, предусматривали различные основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения данного спора, являются следующие: имелись ли предусмотренные законом основания для постановки Речицкого Д.И. с семьей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и какие это основания.

Между тем, в нарушение требований части второй статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не определил указанные обстоятельства в качестве имеющих значение для дела, не вынес их на обсуждение сторон и не распределил бремя доказывания.

Отсутствуют такие сведения и в материалах дела.

Так, из имеющейся в деле выписки из протокола заседания жилищной комиссии от 24.04.98г. (л.д.11) усматривается, что основания постановки Речицкого Д.И. в очередь на жилье не указаны.

При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное и принять решение в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь абзацем третьим статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия,

                                                        определила:

решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 10 сентября 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий                          Г.К. Екония

Судьи          Н.В. Демидчик

          Е.Г. Козина