Решение суда об удовлетворении иска о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью изменено.



Судья Пурцакин В.В.              Дело № 33-167/27

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Екония Г.К.

судей        Демидчик Н.В.

        Козиной Е.Г.

при секретаре      Хальмеевой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании 1 февраля 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» Рыбаковой В.В. на решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 20 декабря 2010 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Нижегородова Т.И. обратилась в суд с иском к ГУ - «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указав, что решением ГУ - «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» от 25 августа 2010 г. № 61 ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на льготную пенсию.

В специальный стаж не были засчитаны периоды работы: с 4 июля 1987 г. по 23 августа 1990 г. в должности председателя исполкома Курмачкасского сельского совета народных депутатов; с 26 мая 1992 г. по 29 мая 1992 г. военно-спортивная игра «Зарница»; с 7 сентября 1992 г. по 7 сентября 1992 г., с 3 октября 1994 г. по 3 октября 1994 г., с 29 сентября 1995 г. по 29 сентября 1995 г. - сельскохозяйственные работы.

Просила суд признать незаконным и отменить указанное решение пенсионного фонда, зачесть ей в специальный стаж спорные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 23 августа 2010 г.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно просила суд засчитать в специальный стаж период нахождения на больничном (в декретном отпуске) с 1 июня 1993 г. по 18 октября 1993 г., который был засчитан ей только в общий страховой стаж.

Решением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 20 декабря 2010 г. исковые требования Нижегородовой Т.И. удовлетворены.

Признано незаконным и отменено решение ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» № 61от 25 августа 2010 г. об отказе Нижегородовой Т.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

На ГУ - «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» возложена обязанность зачесть Нижегородовой Т.И. в специальный стаж периоды работы: с 4 июля 1987 г. по 23 августа 1990 г. в должности председателя исполкома Курмачкасского сельского совета народных депутатов; с 26 мая 1992 г. по 29 мая 1992 г. - военно-спортивная игра «Зарница»; с 7 сентября 1992 г. по 7 сентября 1992 г., с 3 октября 1994 г. по 3 октября 1994 г., с 29 сентября 1995 г. по 29 сентября 1995 г. - сельскохозяйственные работы, период нахождения истицы в декретном отпуске с 1 июня 1993 г. по 18 октября 1993 г. и назначить Нижегородовой Т.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 23 августа 2010 г.

С ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» в пользу Нижегородовой Т.И. взыскан возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В кассационной жалобе начальник ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» Рыбакова В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии; поскольку работа в должности председателя исполкома Курмачкасского сельского совета народных депутатов не предусмотрена Списком профессий, утвержденным постановлением Советом Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463; не подлежат зачеты в специальный стаж истицы периоды сельскохозяйственных работ, военно-спортивная игра «Зарница», поскольку не предусмотрены пунктами 4,5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516; не подлежит зачеты в специальный стаж истицы период нахождения в декретном отпуске, поскольку в материалах дела не усматриваются начисления по больничному листу.

В возражениях на кассационную жалобу истица просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» Рыбаковой В.В. - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим изменению.

Из материалов дела усматривается, что решением ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» № 61 от 25 августа 2010 г. Нижегородовой Т.И. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа, дающего право на льготную пенсию. Имеется 21 год 5 месяцев 26 дней.

При этом в специальный стаж истицы не засчитаны периоды её работы: с 4 июля 1987г. по 23 августа 1990 г. в должности председателя исполкома Курмачкасского сельского совета народных депутатов; с 26 мая 1992 г. по 29 мая 1992 г. - военно-спортивная игра «Зарница»; с 7 сентября 1992 г. по 7 сентября 1992 г., с 3 октября 1994 г. по 3 октября 1994 г., с 29 сентября 1995 г. по 29 сентября 1995 г. - сельскохозяйственные работы; с 1 июня 1993 г. по 18 октября 1993 г. - период нахождения на больничном (в декретном отпуске), который был засчитан ей только в общий страховой стаж.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Удовлетворяя требования истицы в части включения в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов ее работы в должности председателя исполкома Курмачкасского сельского совета народных депутатов, суд первой инстанции правильно исходил из того, что поскольку в период работы истицы в указанной должности действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, которое предусматривало, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, насчитывается в том числе выборная и другая работа в партийных и комсомольских органах, то при назначении досрочной трудовой пенсии истцу необходимо руководствоваться данным Положением.

Указанное Положение действовало до издания постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. №953.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 г., придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Поскольку Нижегородова Т.И., как до избрания ее на должность председателя исполкома Курмачкасского сельского совета народных депутатов, так и после прекращения её полномочий на этой должности занималась педагогической деятельностью, то суд обоснованно включил спорный период в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Включение судом первой инстанции данного периода в специальный стаж Нижегородовой Т.И. соответствовало требованиям пункта 4 названного Положения, согласно которому период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Пенсионным органом Нижегородовой Т.И. в бесспорном порядке засчитан стаж работы по профессии 21 лет 5 месяцев 26 дней, что свидетельствует о наличии у истицы 2/3 специального стажа, необходимого в соответствии с требованиями указанного Положения для назначения трудовой пенсии.

Также обоснованными являются выводы суда о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды на сельскохозяйственный работах с 7 сентября 1992 г. по 7 сентября 1992 г., с 3 октября 1994 г. по 3 октября 1994 г., с 29 сентября 1995 г. по 29 сентября 1995 г. и участие в военно-спортивной игре «Зарница» с 26 мая 1992 г. по 29 мая 1992 г.

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, основным принципом для включения в трудовой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции Нижегородова Т.И. в оспариваемые периоды в соответствии с действующим законодательством, сохранялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, необходимые для исчисления страхового стажа.

Вместе с тем нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком.

Судом не учтены специальные нормы законодательства, регулировавшие в спорный период вопросы включения в стаж по выслуге лет время нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, в частности, суд не принял во внимание то, что период нахождения истицы в декретном отпуске (с 1 июня 1993 г. по 18 октября 1993 г.) имел место после изменения, внесенного в статью 167 КЗоТ РСФСР.

После вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией граждан права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени возникновения права на досрочное назначение пенсии.

Суд, включая а специальный стаж период по уходу за ребенком, не учел, что могут включаться только отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком, которые были предусмотрены статьей 165 КЗоТ РСФСР, и в тех размерах, которые были установлены на момент рождения детей и ухода за ними.

Согласно статье 165 КЗоТ РСФСР женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Дочь истицы - Нижегородова Т.С. родилась 1 июля 1993 г., что подтверждено свидетельством о рождении от 22 июля 1993 г. II-ЖК № 425770.

Судебная коллегия признает, что до рождения ребенка, то есть с 1 июня 1993г. и до 1 июля 1993 г. истица находилась в дородовом отпуске по беременности и родам (30 дней), поэтому данный период подлежит безусловному включению в ее педагогический стаж. Послеродовый период отпуска по беременности и родам с 1 июля 1993 г. и до 9 сентября 1993 г. (70 дней) также подлежит включению в ее специальный педагогический стаж.

С учетом приведенных норм, период нахождения истицы в декретном отпуске с 1 июня 1993 г. по 18 октября 1993 г. подлежит лишь частичному включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия находит возможным, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, исключив из специального стажа Нижегородовой Т.И., дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период времени с 9 сентября 1993 г. по 18 октября 1993 г. нахождение истицы в отпуске по уходу за ребенком.

В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом имеющегося специального стажа истицы по решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан - 21 год 5 месяцев 26 дней и включенных судом вышеуказанных спорных периодов работы истицы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, на дату обращения - 23 августа 2010 г., специальный стаж истицы составил 24 года 11 месяцев (21 год 5 месяцев 26 дней + 3 года 1 месяц 20 дней + 7 дней + 3 месяца 9 дней).

В связи с чем, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части возложения обязанности на ответчика назначить Нижегородовой Т.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 23 августа 2010 г., поскольку у истицы возникло право на указанную пенсию с 23 сентября 2010 г.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем четвертым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 20 декабря 2010 г. изменить, исключив из специального стажа Нижегородовой Т.И., дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период нахождения Нижегородовой Т.И. в отпуске по уходу за ребенком с 9 сентября 1993 г. по 18 октября 1993 г.

Обязать ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» назначить Нижегородовой Т.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 23 сентября 2010 года.

В остальной части указанное решение оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» Рыбаковой В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий Г.К.Екония

Судьи        Н.В.Демидчик

Е.Г.Козина