Решение суда об отказе в удовлетворении иска о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отменено, по делу вынесено новое рашение об удовлетворении иска.



Судья Варламов И.Г.                        Дело № 33-271/57Докладчик Козина Е.Г.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                   Литюшкина В.И.

судей                                                              Адушкиной И.В.

                                                                       Козиной Е. Г.                                                                       

при секретаре                                                 Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 февраля 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе представителя Максимкина М.Н. - Максимкина Ю.М. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия

установила:

Максимкин М.Н. обратился в суд с иском к Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих требований указал, что он является участником и инвалидом 2 группы Великой Отечественной войны. Проживает с женой по адресу: <адрес>. Решением комиссии по жилищным вопросам Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от <дата> ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Считает данный отказ незаконным, поскольку, дом в котором он проживает является непригодным для проживания, в собственности другого жилья не имеет и как участник и инвалид 2 группы Великой Отечественной войны он имеет право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья за счет средств федерального бюджета.

Просит суд отменить постановление Главы Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия <№> от <дата> и решение заседания комиссии по жилищным вопросам Краснослободского муниципального района Республики Мордовия <№> от <дата> об отказе ему в праве на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья и признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий. (л.д.1-2)

Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. иск Максимкина М.Н. был оставлен без удовлетворения. (л.д.163-171).

В кассационной жалобе представитель Максимкина М.Н. - Максимкин Ю.М. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на его незаконность.

Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения.

В соответствии с частью 1 пункта 4 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно удостоверению <данные изъяты> Максимкин М.Н. является инвалидом 2 группы Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны (л.д.16-18).

Решением комиссии по жилищным вопросам Краснослободского муниципального района Республики Мордовия <№> от <дата>, утвержденного постановлением главы администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия <№> от <дата> Максимкину М.Н. в соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья было отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.34).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Положения пунктов 2 и 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает категории гражданам, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Максимкин М.Н. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы и дом, в котором он проживает, отвечает установленным для жилых помещений требованиям.

С таким выводом суда согласиться нельзя.

При разрешении данного спора, суду первой инстанции следовало руководствоваться как нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, так и положениями Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" от 9 января 2010 № 30, которым внесены изменения в вышеназванный Указ и установлено, что до 1 мая 2010 года ветераны Великой Отечественной войны должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета, а также Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", статья 23.2 которого предусматривает выделение средств на обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров на одного человека.

Таким образом, в силу положений статьи 23.2, нуждающимся в улучшении жилищных условий является участник Великой Отечественной войны, который не обеспечен жилым помещением размером 36 квадратных метров общей площади и более.

Суд эту норму при разрешении дела не применил и необоснованно при принятии решения исходил лишь из того, что решением Совета Депутатов Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 19 декабря 2007 г. №18 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения в Краснослободском муниципальном районе» в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена учетная норма площади жилого помещения в Краснослободском муниципальном районе в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Решение органа местного самоуправления, как не соответствующее положениям вышеуказанного Федерального закона, не подлежало применению при разрешении дела в силу части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

То обстоятельство, что Максимкин М.Н. имеет обеспеченность жилым помещением менее чем 36 кв. м подтверждено материалами дела и не оспаривалось администрацией Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В пункте 42 Положения указано, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В материалах дела имеется заключение эксперта Мордовской ЛСЭ Минюста России <№> от <дата> согласно которому техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> классифицируется как ветхое. Строение имеет признаки разрушения. Конструкции фундамента, наружных стен, перегородок, перекрытия, кровли с крышей, полов, проемов, внутренняя отделка, электроосвещение находятся в целом в ветхом состоянии, что не соответствует СНиП 3.02.01-83; СНиП П-26-76; СНиП 3.04.01-87; СНиП 3.03.01-87; СНиП 2.03.13-88; СНиП П-3-79*; СНиП И-25-80. Вышеуказанные дефекты (внешние признаки эксплуатационной пригодности), установленные при осмотре жилого дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Краснослободский район, с. Мордовские Полянки, ул. Полежаева, 1, классифицируется как «создающие непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу». В приложении № 1 к заключению указано, что физический износ жилого помещения составляет 66 % (л.д. 132-145).

Согласно акту обследования технического состояния занимаемого Максимкиным М.Н. жилого дома от <дата>, согласно которому общий физический износ здания составляет 72,6 %, жилое помещение является непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом (л.д. 58-92).

При этом суд не принял как доказательства указанные выше заключение эксперта и акт обследования технического состояния жилого дома, а взял за основу данные о техническом паспорте жилого дома, приведенные в техническом паспорте домовладения.

Между тем в полномочия суда не входит оценка пригодности жилого помещения для проживания в нем граждан, что по настоящему делу не учтено.

Поскольку по делу не требуется установления новых обстоятельств, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных Максимкиным М.Н. требований.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем четвертым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. отменить.

Исковые требования Максимкина М.Н. к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным решением комиссии по жилищным вопросам Краснослободского муниципального района Республики Мордовия <№> от <дата> об отказе в признании Максимкина М.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий и в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия признать Максимкина М.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Председательствующий                       В.И.Литюшкин                           

Судьи                                                      И.В.Адушкина

                                                                Е.Г. Козина