Решение суда, которым удовлетворен иск о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, оставлено без изменения.



Судья Ерина Н.П.                Дело № 33-422/27

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего     Екония Г.К.

судей                                                                         Козиной Е.Г.

                                                                                  Межевовой Н.И.

при секретаре      Мещеряковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 1 марта 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 декабря 2010 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения представителя истицы Шушняевой Л.М. - адвоката Захаровой Л.А., действующей на основании ордера № 4 от 1 марта 2011 г., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Шушняева Л.М. обратилась в суд с иском к ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» об отмене решения пенсионного органа, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, указав, что решением начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» №83337/462-228от 16 февраля 2010 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа.В специальный стаж истицы не засчитаны в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца) периоды работы:

с 1 января по 30 июня 1983 г., с 1 по 31 августа 1983 г., с 1 ноября по 30 ноября 1983 г., с 1 января по 7 февраля 1984 г. - в должности заведующей медпунктом с.Солдатское,

с 3 июля 1984 г. по 22 августа 1988 г. (в том числе учеба с 9 по 20 июня 1986г.) - в должности заведующей здравпунктом при заводе овощных консервов, при Луховской врачебной амбулатории,

с 2 марта 1993 г. по 2 мая 2001 г. (в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 мая по 6 июня 1999 г.) - в должности врача акушера-гинеколога при амбулатории ТОО «Тепличное».

Просила суд признать незаконным и отменить указанное решение начальника пенсионного органа, включить спорные периоды в специальный трудовой стаж в льготном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения.

6 декабря 2010 г. истица уточнила исковые требования, просила суд засчитать в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца) периоды работы: с 1 января по 30 июня 1983 г., с 1 по 31 августа 1983 г., с 1 ноября по 30 ноября 1983 г., с 1 января по 7 февраля 1984 г. - в должности заведующей медпунктом с.Солдатское; с 3 июля 1984 г. по 22 августа 1988 г. (без включения периода учебы с 9 по 20 июня 1986г.) - в должности заведующей здравпунктом при заводе овощных консервов, при Луховской врачебной амбулатории; с 2 марта 1993 г. по 2 мая 2001 г. (в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 мая по 6 июня 1999 г.) - в должности врача акушера-гинеколога при амбулатории ТОО «Тепличное», и назначить досрочную трудовую пенсию с 10 декабря 2009 г.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 декабря 2010 г. исковые требования Шушняевой Л.М. удовлетворены.

Признано незаконным и отменено решение начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» №83337/462-228от 16 февраля 2010 г.

На ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» возложена обязанность засчитать Шушняевой Л.М. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца периоды работы:

с 1 января 1983 г. по 30 июня 1983 г., с 1 августа 1983 г. по 31 августа 1983 г., с 1 ноября 1983 г. по 30 ноября 1983 г., с 1 января 1984 г. по 7 февраля 1984 г. - в должности заведующей медпунктом с.Солдатское;

с 3 июля 1984 г. по 22 августа 1988 г. (без включения периода учебы с 9 июня 1986 г. по 20 июня 1986 г.) - в должности заведующей здравпунктом при заводе овощных консервов, при Луховской врачебной амбулатории;

с 2 марта 1993 г. по 2 мая 2001 г. (в том числе с 11 мая 1999 г. по 6 июня 1999 г. - курсы повышения квалификации) - в должности врача акушера-гинеколога при амбулатории ТОО «Тепличное»,и назначить досрочную трудовую пенсию с 10 декабря 2009 г.

С ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» в пользу Шушняевой Л.М. взыскан возврат госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

В кассационной жалобе начальник ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаев В.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Не подлежат включению спорные периоды работы истицы в специальный стаж, поскольку наименование должностей и наименование учреждений, в которых она работала в оспариваемые периоды, не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 и Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что решением начальника ГУ - «Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» №83337/462-228 от 16 февраля 2010 г. истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации » из-за отсутствия требуемого специального стажа.

При этом в специальный стаж истицы не засчитаны в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца) периоды работы: с 1 января по 30 июня 1983 г., с 1 по 31 августа 1983 г., с 1 ноября по 30 ноября 1983 г., с 1 января по 7 февраля 1984 г. - в должности заведующей медпунктом с.Солдатское; с 3 июля 1984 г. по 22 августа 1988 г. (в том числе учеба с 9 по 20 июня 1986г.) - в должности заведующей здравпунктом при заводе овощных консервов, при Луховской врачебной амбулатории; с 2 марта 1993 г. по 2 мая 2001 г. (в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 мая по 6 июня 1999 г.) - в должности врача акушера-гинеколога при амбулатории ТОО «Тепличное», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 и Списком учреждений здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781. Кроме того, по штатному расписанию работников врачебной амбулатории ТОО «Тепличное» с 1993 г. по 2001 г. Шушняева Л.М. значится гинекологом, слово «врач» отсутствует, что является одним из основных условий для назначения пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». А также в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения об особых условиях труда (код льготы) и с 1 ноября 1999 г. не подтверждается занятость на полную ставку.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа в части исключения из трудового стажа спорных периодов ее работы.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 не предусмотрено структурное подразделение «амбулатория» и учреждение «врачебная амбулатория».

Однако, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, предусмотрено наименование учреждения «амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (амбулатории, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты)» и наименование должности «врачи, фельдшеры, акушерки». Указанное постановление утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №953.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшим до 29 октября 2002 г., установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 г. утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 3 названных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.

В соответствии со статьями 12-14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действия законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения, на территории Российской федерации независимо от их организационно - правовой формы.

Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в спорный период в должности заведующей здравпунктом при заводе овощных консервов, при Луховской врачебной амбулатории, по своим функциональным обязанностям занималась лечебной деятельностью и деятельностью по охране здоровья населения, а запись в трудовой книжке «врачебная амбулатория» уточняет лишь профиль учреждения.

Данный вывод суда является правильным и подтверждается копией трудовой книжки, справками, уточняющими характер работы, актом документальной проверки пенсионного органа.

Вместе с тем судом первой инстанции правильно засчитан в специальный трудовой стаж для получения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы в должности заведующей ФАП, фельдшером с.Солдатское.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрены должности «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом- фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра».

Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела истица в период с 1 октября 1982 г. по 7 февраля 1984 г. работала в Луховской врачебной амбулатории в должности заведующей ФАП, фельдшером с.Солдатское, с 3 июля 1984 г. по 22 августа 1988 г. - в должности заведующей здравпунктом при заводе овощных консервов, фельдшером.

Согласно справке Управления здравоохранения Департамента по социальной политике Администрации г.Саранска от 23 мая 2005 г. №121, Луховская врачебная амбулатория в период с 1982 по 1993 год оказывала лечебно-профилактическую медицинскую помощь сельскому населению. Функции Луховской врачебной амбулатории после реорганизации в МУЗ «Городская поликлиника №12» не изменились.

Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 3 ноября 1999 г. № 395, предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, учащимся и служащим.

Разрешая требования истицы, суд засчитал в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в должности врача акушера-гинеколога при амбулатории ТОО «Тепличное».

Судебная коллегия соглашается с указным выводом, основанным на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными письменными доказательствами: записями в трудовой книжке, справками, уточняющими характер работы, положением о врачебной амбулатории, штатными расписаниями.

Удовлетворяя исковые требования, по каждому из периодов суд исходил из того, что пенсия назначается с учетом осуществляемого вида деятельности, а не от правового статуса медицинского учреждения; что истица работала в учреждениях, расположенных в сельской местности.

При таких обстоятельствах суд правомерно включил в специальный трудовой стаж истицы спорные периоды работы и обязал ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 10 декабря 2009 г.

Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.

Таким образом, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 декабря 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаева В.С. - без удовлетворения.

Председательствующий     Г.К.Екония

Судьи        Е.Г.Козина

        Н.И.Межевова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200