о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении восстановить на учет в качесвте нуждающейся в улучшении жилищных условий и пересчитать субсидию на приобретение жилья.



Судья Ерина Н.П.               Дело № 33-420/57Докладчик Стариннова Л.Д.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.,

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Панковой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 1 марта 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе представителя Талалиной Е.Р. - Соломатина А.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2010 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения представителя Талалиной Е.Р.- Попковой В.М., действующей по доверенности от 26 ноября 2010 года, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Администрации городского округа Саранск Тараскова И.Ю., действующего по доверенности № 193-д от 7 сентября 2010 года, просившего кассационную жалобу оставить без удовлетворения; судебная коллегия

установила:

Талалина Е.Р. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск, Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и пересчитать субсидию на приобретение жилья.

В обоснование заявленных требований указала, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны и инвалидом <данные изъяты> группы вследствие общего заболевания. <дата> ей было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на сумму <данные изъяты> рублей. Приобрести на эти денежные средства жилье она не смогла, тем самым была поставлена в неравное положение с остальными вдовами инвалидов Великой Отечественной войны, которым в настоящее время субсидия предоставляется из расчета 36 кв.м. в сумме 954 000 рублей. Письмом от 16 ноября 2010 года за № 10-13341 Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия отказало ей в перерасчете размера предоставленной субсидии. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 24 марта 2010 года № 597 жилищной комиссией Администрации городского округа Саранск ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Просила признать постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 24 марта 2010 года № 597 об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий недействительным. Обязать Администрацию городского округа Саранск восстановить ее на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставленную ей субсидию от <дата> на приобретение жилья на сумму <данные изъяты> рублей пересчитать на сумму <данные изъяты> рублей до 954 000 рублей. Признать недействительным постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2008 года № 1331 об исключении ее из списков очередности на улучшение жилищных условий, восстановив срок исковой давности. (л.д.1-2 том 1, л.д.7-9 том 2)

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2010 года исковые требования Талалиной Е.Р. оставлены без удовлетворения. (л.д.16-25 том 2).

В кассационной жалобе представитель Талалиной Е.Р. - Соломатин А.А. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на его незаконность.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Талалина Е.Р. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, инвалидом <данные изъяты> группы вследствие общего заболевания. (л.д.5,6 том 1).

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояла с <дата>

<дата> Министерством труда и социальной защиты населения Республики Мордовия Талалиной Е.Р. было выдано свидетельство о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья на сумму <данные изъяты> руб., которая была ею использована на приобретение <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. (л.д.29,30,37 том 1).

<дата> Талалина Е.Р. подарила <данные изъяты> долю вышеуказанной квартиры, своей дочери Попковой В.М. (л.д.94,95 том 1).

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 24 марта 2010 года № 597 Талалиной Е.Р. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы 12,5 кв.м. (л.д.86 том 1)

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2008 г. №1331 Талалина Е.Р. исключена из списков очередности на улучшение жилищных условий, поскольку ей была предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение жилья <дата> в размере <данные изъяты> тыс.руб. (л.д.3 том 2).

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий имеют право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

В силу положений статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Правительство Российской Федерации постановлением от 15 октября 2005 года N 614 утвердило Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 Правил определено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

Во исполнение данных норм Правительством Республики Мордовия принято постановление от 24 апреля 2006 г. N 155 "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", пунктом 1 которого определено, что формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

В соответствии с пунктом 20 указанного Порядка предусмотрено, что граждане, использовавшие социальную выплату, в установленном порядке снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Аналогичные положения содержит пункт 20 Постановления Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья".

При этом под предусмотренными настоящим пунктом мерами государственной поддержки понимается получение гражданином из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации социальной выплаты на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве, социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение жилья, социальной выплаты на оплату части процентов либо аннуитетного платежа (платежа, который погашается равными долями в течение всего срока кредита).

В силу пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилья является основанием для снятия этих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Таким образом, исходя из смысла приведенных положений закона, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки для обеспечения жильем только один раз.

При таких обстоятельствах, суд, отказывая в иске, правильно исходил из того, что истица ранее уже реализовала свое право на улучшение жилищных условий с помощью мер государственной поддержки и правовых оснований для перерасчета предоставленной субсидии не имеется.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 10 Постановления Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья" отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также когда не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В связи с изложенным, суд также правильно пришел к выводу, о том, что оснований для постановки Талалиной Е.Р. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется, поскольку не истек установленный вышеуказанными Правилами пятилетний срок после совершения истицей сделки, приведшей к намеренному ухудшению ее жилищных условий, то есть с момента заключения договора дарения <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Таким образом, суд правильно признал, что правовые основания для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки отсутствуют, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и по мотивам, приведенным в решении, правомерно признаны необоснованными. Эти доводы не опровергают выводов суда и не являются основанием для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Талалиной Е.Р. - Соломатина А.А. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                          Александров С.В.

                                 

Судьи                      Стариннова Л.Д.

                                                                                                Скипальская Л.И.