о признании несоответствующими закону решений об учете изменений объекта недвижимости и возложении обязанности внести измененения в государственный кадастр объектов недвижимости



Судья Ерина Н.П.                      Дело № 33-256/57 Докладчик Володина Г.Ф.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                                                   Литюшкина В.И.                                  

судей                                                                                          Володиной Г.Ф.

                                                                                                    Адушкиной И.В.

при секретаре                                                                              Кулаевой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 февраля 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе представителя Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Юськаева Р.К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 ноября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф.; пояснения представителя истца - Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Тараскова И.Ю., действующего на основании доверенности № 193 - д от 07 сентября 2010 г., поддержавшего доводы кассационной жалобы; пояснения третьего лица Мещеряковой Л.А., считавшей решение суда правильным; исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к главному специалисту-эксперту Отдела кадастрового учета и кадастровой оценки недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Анаскину С.Н. и ведущему специалисту-эксперту Отдела кадастрового учета и кадастровой оценки недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Ненастину Ю.В. о признании несоответствующими закону и недействительными с момента вынесения решений об учете изменений объекта недвижимости и возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости.

В обоснование требований указано, что19 августа 2010 г. в Администрацию городского округа Саранск поступила копия кадастрового дела объекта недвижимости № <данные изъяты>, из которой стало известно, что 27 июля 2009г. ведущим специалистом-экспертом Отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Ненастиным Ю.В., на основании заявления Мещеряковой Л.А. от 03.07.2009 № 1323/106/09-6248 и межевого плана от 28.04.2009 № 1323/106/09-6248, подготовленного ООО «<данные изъяты>», было вынесено решение № 23/09-3904 от 27 июля 2009 г. об учете изменений объекта недвижимости, в результате которого были внесены изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. В результате этого изменились границы указанного земельного участка (сместились поворотные (характерные) точки).

11 декабря 2009 г. главным специалистом-экспертом Отдела учета недвижимости Управления Роснедвижимости по Республике Мордовия Анаскиным С.Н., на основании заявления Мещеряковой Л.А. от 19.11.2009 № 1323/106/09-10570 и межевого плана от 18.11.2009 № 1323/106/09-10570, подготовленного ООО «<данные изъяты>», было вынесено решение № 23/09-6103 от 11 декабря 2009 г. об учете изменений объекта недвижимости, в результате которого был проведен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, в связи с уточнением границ и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по указанному выше адресу. В результате этого повторно изменились границы и площадь данного земельного участка (так же сместились поворотные (характерные) точки).

Администрация городского округа Саранск считает данные решения незаконными, вынесенными с нарушением действующего законодательства и нарушающими права муниципального образования городского округа Саранск, поскольку в соответствии со статьями 38-39 Федерального закона № 221 от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» и абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Администрация городского округа Саранск, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования городской округ Саранск, обладает правомочиями собственника (пользование, распоряжение) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящих в границах городского округа Саранск. Следовательно, в случае проведения кадастровых работ по уточнению границ того или иного земельного участка, находящегося на государственном кадастровом учете, принадлежащего лицу, являющемуся титульным владельцем, и граничащего с землями, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в границах городского округа Саранск, Администрация городского округа Саранск будет являться заинтересованным лицом при проведении данных работ.

Межевой план № 1323/106/09-6248 от 28.04.2009, подготовленный ООО «<данные изъяты>», и межевой план от 18.11.2009 г. № 1323/106/09-10570, подготовленный ООО «<данные изъяты>», на основании которых были вынесены оспариваемые решения, содержат акты согласования местоположения границ, однако данные акты не содержат подписей должностных лиц Администрации городского округа Саранск, уполномоченных на осуществление подобных действий. Кроме того, обозначенные межевые планы не содержат информации о направлении и получении извещения Администрацией городского округа Саранск о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.

Считает, что участие Администрации городского округа Саранск при составлении акта согласования границ указанного земельного является обязательным, так как земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет непосредственную границу с землями городского округа Саранск, государственная собственность на которые не разграничена.

В результате незаконного принятия решений № 23/09-3904 от 27.07.2009 и № 23/09-6103 от 11.12.2009 были смещены, без согласия Администрации городского округа Саранск, границы указанного земельного участка, то есть фактически был узаконен самозахват участка государственной земли, право на владение и пользование которым принадлежит в силу закона Администрации городского округа Саранск.

Администрация городского округа Саранск просила суд признать несоответствующим закону и недействительным с момента вынесения решение ведущего специалиста-эксперта отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Ненастина Ю.В. № 23/09-3904 от 27 июля 2009 г. об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.; признать несоответствующим закону и недействительным с момента вынесения решение главного специалиста-эксперта отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Анаскина С.Н. № 23/09-6103 от 11 декабря 2009 г. об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия восстановить положение, существовавшее до момента вынесения указанных решений, путем внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр объектов недвижимости относительно объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, тем самым приведя кадастровые данные указанного объекта недвижимости в соответствие с данными ГКН по состоянию на 01 апреля 2009 года.

В заявлении от 09 ноября 2010 г. Администрация городского округа Саранск заявленные исковые требования уточнила, просила суд признать
несоответствующим закону и недействительным с момента вынесения
решение Управления Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости по Республике Мордовия № 23/09-3904 от 27 июля 2009 г. об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, принятое ведущим специалистом-экспертом отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Ненастиным Ю.В.; признать несоответствующим закону и недействительным с момента вынесения решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия № 23/09-6103 от 11 декабря 2009 г. об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, принятое главным специалистом-экспертом отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Анаскиным С.Н.; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия восстановить положение существовавшее до момента вынесения указанных решений путем внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр объектов недвижимости относительно объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, тем самым приведя кадастровые данные указанного объекта недвижимости в соответствие с данными ГКН по состоянию на 01 апреля 2009 года.

В судебном заседании от 09 ноября 2010 г. ненадлежащие ответчики - ведущий специалист-эксперт отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Ненастин Ю.В. и главный специалист-эксперт отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Анаскин С.Н. заменены на надлежащих ответчиков - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 ноября 2010 г. постановлено: «в иске Администрации городского округа Саранск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия о признании недействительными с момента вынесения решений № 23/09-3904 от 27 июля 2009 года и № 23/09-6103 от 11 декабря 2009 года об учете изменений объекта недвижимости и возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости отказать».

В кассационной жалобе представитель Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Юськаев Р.К. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Администрации городского округа Саранск, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, считая, что согласование местоположения границ земельных участков с органом местного самоуправления осуществляется при условии, что такие земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и данные земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий, органов местного самоуправления) либо в аренду на срок более чем пять лет.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, находит его подлежащим оставлению без изменения.

       Из материалов дела усматривается, что согласно договору купли-продажи №<данные изъяты> от <данные изъяты> Администрация городского округа Саранск передала в собственность С. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

На основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от <данные изъяты> право собственности на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> перешло к Мещеряковой Л.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> от <данные изъяты>.

03 июля 2009 г. Мещерякова Л.А. обратилась в Территориальный (межрайонный) отдел №1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. К указанному заявлению был приложен межевой план спорного земельного участка, изготовленный ООО «<данные изъяты>».

По результатам рассмотрения заявления Мещеряковой Л.А. от 03 июля 2009 г. ведущим специалистом-экспертом Отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Ненастиным Ю.В. было принято решение №23/093904 от 27 июля 2009 г. об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

19 ноября 2009 г. Мещерякова Л.А. обратилась в Территориальный (межрайонный) отдел №1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. К указанному заявлению был приложен межевой план спорного земельного участка, изготовленный ООО «<данные изъяты>».

По результатам рассмотрения заявления Мещеряковой Л.А. от 19 ноября 2009 г. главным специалистом-экспертом Отдела учета недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия Анаскиным С.Н. было принято решение №23/09-6103 от 11 декабря 2009 г. об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно исходил из законности оспариваемых истцом решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия № 23/09-3904 от 27 июля 2009 года и № 23/09-6103 от 11 декабря 2009 года об учете изменений объекта недвижимости и возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости.

При этом суд правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица (пункт 3 статьи 20 Федерального закона).

Из содержания пункта 1 статьи 22 Федерального закона следует, что с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:

межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (пункт 9 статьи 38 Федерального закона).

Согласно статье 39 Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое
владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не
являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо
казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

  1. пожизненного наследуемого владения;
  2. постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (статья 40 Федерального закона).

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного
участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим
Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о
которой относительно этого земельного участка содержатся в
государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный
минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с
земельным законодательством для земель соответствующего целевого
назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не
установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о
которой относительно этого земельного участка содержатся в
государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный
настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения
границ земельных участков или местоположение указанных границ в
соответствии с настоящим Федеральным законом не считается
согласованным, за исключением случаев признания указанных границ
уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Из межевого плана спорного земельного участка, изготовленного ООО «<данные изъяты>» следует, что земельными участками, смежными с уточняемым земельными участком, являются: земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности В., Т., и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности Т.В., Т.А., Т.В.

Согласно указанному межевому плану спорного земельного участка имеются точки границ, определяющие часть земельного участка, граничащих с землями, государственная собственность на которые не разграничена и не закреплена за конкретными лицами. Таким образом, иных смежных со спорным земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, не имеется.

Местоположение границ спорного земельного участка согласовано со всеми заинтересованными лицами, что подтверждается Актом согласования местоположения границ земельного участка, в котором имеются личные подписи всех заинтересованных лиц. При этом согласование местоположения границ спорного земельного участка проведено в установленном законом порядке.

Таким образом, суд первой инстанции, установив, что Администрация городского округа Саранск не является обладателем смежных со спорным земельных участков на правах, указанных в пункте 3 статьи 39 вышеуказанного федерального закона, пришел к обоснованному выводу о том, что обязательное согласование местоположения границ спорного земельного участка с Администрацией города не требовалось.

Таким образом решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, подтвержденным доказательствами.

Материальный закон, подлежащий применению по настоящему делу, судом истолкован правильно, вследствие чего сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.      

       

        На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 ноября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Юськаева Р.К. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                              Литюшкин В.И.                            

Судьи                                                                                             Володина Г.Ф.

                                                                                                       Адушкина И.В.