О вызскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности



Судья         Крысина З.В.                          Дело № 33-456/43

Докладчик Литюшкин В.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего              Литюшкина В.И.

судей     Володиной Г.Ф. и     Скипальской Л.И.

при секретаре       Мещеряковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 марта 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе Шорчева Ю.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 декабря 2010 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия
Литюшкина В.И., возражения против доводов кассационной жалобы представителя Министерства финансов Российской Федерации Назаровой Н.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Шорчев Ю.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.

В обоснование требований указал, что постановлением следователя следственной части Следственного управления при Министерстве внутренних дел по Республике Мордовия Б.А.П. от 22 мая 2010 г. было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении него в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. При этом в его действиях был усмотрен состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 306 Уголовного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем данное постановление было отменено и после этого 30 августа 2010 г. следователем Б.А.П. было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении истца, в связи с отсутствием в деянии состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 306 Уголовного кодекса Российской Федерации. Истец указывает, что незаконным привлечением к уголовной ответственности ему были причинены нравственные и физические страдания, выразившиеся в ухудшении состояния здоровья.

По данным основаниям истец просил суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и в возмещение понесенных расходов по оплате услуг адвоката - <данные изъяты> рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 декабря 2010 г. исковые требования Шорчева Ю.В. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Шорчев Ю.В. с решением суда не согласен, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей, ссылаясь на то, что постановление от 22 мая 2010 г. было отменено только после подачи им жалобы. Указывает, что именно из-за незаконного привлечения к уголовной ответственности он был вынужден обращаться за медицинской помощью.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации настоящего Кодекса.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По смыслу указанных правовых норм, для наступления деликтной ответственности казны Российской Федерации должно быть доказано наличие ряда специальных условий: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между двумя первыми элементами; вина причинителя вреда.

Из материалов дела видно, что постановлением следователя СЧ СУ при МВД по Республике Мордовия Б.А.П. от 22 мая 2010 г. отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о факте совершения Т.В.В., Ч.Р.Х. и Шорчевым М.Ю. подкупа П.Н.А. в целях дачи ей ложных показаний, то есть о совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 309 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании пункта 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением и.о. начальника СУ при МВД по Республике Мордовия С.В.А. от 20 августа 2010 г. указанное постановление отменено, материалы направлены для дополнительной проверки.

В ходе дальнейшей проверки, постановлением следователя СЧ СУ при МВД по Республике Мордовия Б.А.П. от 30 августа 2010 г. отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о факте совершения Т.В.В., Ч.Р.Х. и Шорчевым М.Ю. подкупа П.Н.А. в целях дачи ей ложных показаний, то есть о совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 309 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении требований Шорчева Ю.В., поскольку незаконных действий, в результате которых истцу был причинен вред, должностные лица не совершали. Отмена постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и направление его для проведения надлежащей проверки, не свидетельствует о противоправности действий следователя и причинении вреда в смысле требований пункта 2 статьи 1070 и статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Очевидно, что неблагоприятные последствия из-за отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования для Шорчева Ю.В. не наступили, поскольку постановление от 22 мая 2010 г. было отменено.

Также суд правильно истолковал положения статей 151 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, и обоснованно отказал Шорчеву М.Ю. во взыскании компенсации морального вреда по указанному им в исковом заявлении основанию - незаконному привлечению к уголовной ответственности.

Кроме того, истцом в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что вынесение постановления от 22 мая 2010 г. вызвало ухудшение его здоровья, поскольку представленные им медицинские документы свидетельствуют только о последствиях <данные изъяты> травмы, полученной им в 2009 году.

Не свидетельствует вынесение постановления от 22 мая 2010 г. и о нанесении ущерба репутации истца, поскольку в период проверки сообщения Ч.Р.Х. о факте подкупа П.Н.А. Шорчев Ю.В. содержался под стражей по иному уголовному делу.

Более того, в судебном заседании Шорчев Ю.В. пояснил, что моральные и нравственные страдания ему причиняет Ч.Р.Х., который оговаривает его, в то время как постановлением и действиями следователя Б.А.П. никакого вреда ему не было причинено.

Доводы кассационной жалобы истца повторяют фактические основания его требований, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене обжалуемого решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалы дела исследованы судом полно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от
28 декабря 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шорчева Ю.В. - без удовлетворения.

Председательствующий                                             В.И. Литюшкин

Судьи                                                                                    Г.Ф. Володина

                                                                                             Л.И. Скипальская