решение о признании отказа в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью оставлено без изменения



Судья Косарева Н.В.                                                      Дело № 33-495/27Докладчик Межевова Н.И.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего      Екония Г.К.

       судей        Козиной Е.Г.

Межевовой Н.И.

                                                                                          

       при секретаре        Цыгановой А.С.                                                        

рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 марта 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяева В.Б. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., объяснения Кузнецовой Т.П., просившую решение оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Кузнецова Т.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением от <дата> <№> в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж были включены периоды работы в календарном исчислении в должности заведующей (фельдшера) Ново-Потьминским ФАП; в должности медицинской сестры Потьминского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей; в должности старшей медицинской сестры ГСУСОССЗН в Потьминском детском доме-интернате для умственно-отсталых детей. Из льготного стажа были исключены периоды отпуска по уходу за ребенком до трех лет; отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет; курсы повышения квалификации, как не предусмотренные пенсионные законодательством. Считала отказ неправомерным.

13 декабря 2010 года истица Кузнецова Т.П. уточнила исковые требования и просила признать указанное решение пенсионного органа от <дата> за <№> и от <дата> за <№> в части отказа ей в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным; обязать пенсионный орган засчитать ей в специальный стаж из расчета 1 год работы за 1 год и три месяца периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 08 августа 1988 года по 05 ноября 1988 года, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06 ноября 1989 года по 28 февраля 1990 года, в отпуске по уходу за ребенком возраста до 3 лет с 01 марта 1990 года по 31 ок

тября 1990 года, период работы в должности медицинской сестры Потьминского детского дома с 01 ноября 1990 года по 31 марта 1994 года (в том числе отпуск по беременности и родам в период с 04 сентября 1992 года по 08 февраля 1993 года), период работы в должности старшей медицинской сестры ГСУСОССЗН «Потьминский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» с 01 декабря 1994 года по 31 октября 1999 года; обязать назначить трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 15 марта 2010 года.

Определением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. прекращено производство по делу в части включения в специальный стаж Кузнецовой Т.П. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10 сентября 1986 г. по 24 сентября 1986 г., в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в период с 09 февраля 1993 г. по 30 ноября 1993 г. в связи с отказом от исковых требований.

Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. исковые требования Кузнецовой Т.П. удовлетворены, признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия от <дата> за <№> и от <дата> за <№> в части отказа Кузнецовой Татьяне Павловне в досрочном назначении трудовой пенсии.

На Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия возложена обязанность засчитать Кузнецовой Татьяне Павловне в специальный стаж из расчета 1 год работы за 1 год и три месяца периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 08 августа 1988 года по 05 ноября 1988 года; в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06 ноября 1989 года по 28 февраля 1990 года; в отпуске по уходу за ребенком возраста до 3 лет с 01 марта 1990 года по 31 октября 1990 года; период работы в должности медицинской сестры Потьминского детского дома с 01 ноября 1990 года по 31 марта 1994 год (в том числе отпуск по беременности и родам в период с 04 сентября 1992 года по 08 февраля 1993 год), период работы в должности старшей медицинской сестры ГСУСОССЗН «Потьминский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» с 01 декабря 1994 года по 31 октября 1999 года; назначить трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 15 марта 2010 года; взыскать с пенсионного органа в пользу Кузнецовой Т.П. госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово -Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяев В.Б. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж спорных периодов в льготном исчислении.

В возражениях на кассационную жалобу истица Кузнецова Т.П. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что Кузнецова Т.П. обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 15 марта 2010 года.

Из обжалуемых решений за <№> от <дата> и <№> от <дата> «Во изменении решения <№> от <дата>» ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия», касающегося разрешаемых спорных периодов, усматривается, что Кузнецовой Т.П. в досрочном назначении трудовой пенсии отказано в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ -173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 24 года 01 месяц 14 дней.

К зачету в специальный стаж приняты периоды из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца: с 01 апреля 1986 года по 31 октября 1990 года в должности заведующей (фельдшера) Ново-Потьминской ФАП в льготном исчислении.

      Засчитаны в календарном исчислении периоды: нахождения по беременности и родам с 08 августа 1988 года по 05 ноября 1988 года; в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06 ноября 1988 года по 28 февраля 1990 года; в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 01 марта 1990 года по 31 октября 1990 года; работы в должности медицинской сестры Потьминского детского дома с 01 ноября 1990 года по 31 марта 1994 года; в отпуске по беременности и родам с 04 сентября 1992 года по 08 февраля 1993 года (за исключением отпуска по уходу за ребенком с 09 февраля 1993 года по 30 ноября 1993 года); работы в должности старшей медицинской сестры ГСУСОССЗН «Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» с 01 декабря 1994 года по 15 марта 2010 года.

    Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

        Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

     Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», (утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 с изменениями от 26 мая 2009 г.), предусмотрено наименование должностей «медицинская сестра», «старшая медицинская сестра», в пункте 31 наименований учреждений «Учреждения социального обслуживания» значится: детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», «дом-интернат для детей с физическими недостатками», «дом милосердия».

     В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 октября 2004 года № 2-П, при исчислении стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года, могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового урегулирования, то есть при исчислении в данном случае льготного медицинского стажа могут применяться правила и нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и иных нормативных актов, в соответствии с которыми исчислялись общий и специальный трудовой стаж до 01 января 2002 года.

В силу пункта 3 постановления Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 г. "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившего в силу с 1 ноября 1999 года, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

Согласно пункта 1 Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения, засчитывалась лечебная и иная работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.

Пунктом 2 названного Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 работникам здравоохранения, указанным в Списке за 1991 г. ( врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности), исчисление выслуги лет производилось по правилам: 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, то есть при смешанном стаже.

       Такой же порядок подсчета предусмотрен и пунктом 5 подпункта «а» действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, согласно которого если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (год работы за 1 год и

3 месяца). Если же работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

С учетом этого судом первой инстанции обоснованно зачтены в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца периоды работы истицы в должности медицинской сестры Потьминского детского дома интерната для умственно-отсталых детей (в последующем переименованного в ГУСЗН «Потьминский детский дом умственно-отсталых детей» и ГСУСЗН «Потьминский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей») с 01 ноября 1990 года по 31 марта 1994 год, с 01 декабря 1994 года по 31 октября 1999 года.

       Согласно статье 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 9 декабря 1971 г.) отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Из пункта 2 принятого в развитие данного Постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 4/11 от 30 марта 1970 г. «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970 г., следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22 августа 1989 г. № 667 с 1 декабря 1989 г. было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 23/24-1 «О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части статьи 55 Конституции Российской Федерации, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»), с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, поскольку периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком до полутора лет в период с 06 ноября 1988 года по 28 февраля 1990 года и по уходу за ребенком до 3-х лет с 01 марта 1990 года по 31 октября 1990 года, были предоставлены истице до внесения соответствующих изменений в закон, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил ее требования в части включения их в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца.

         В силу с пункта 5 вышеуказанных Правил (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516) в специальный стаж включаются в том числе, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Согласно информационного письма Минтруда РФ и ПФР от 4 ноября 2002 г. N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 "О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам" период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, в связи с чем он подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С учетом этого периоды нахождения истицы в отпусках по беременности и родам истицы с 08 августа 1988 года по 05 ноября 1988 года, с 04 сентября 1992 года по 08 февраля 1993 года также подлежат включению ей в стаж, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении.

Установив, что по обжалуемому решению пенсионного органа на момент подачи заявления истицей, то есть <дата>, у нее имелся специальный стаж работы 24 года 1 месяц 14 дней, а при включении судом оспариваемых периодов специальный стаж у истицы составил более 25 лет, то суд правомерно обязал пенсионный орган назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с данной даты.

       

        

        Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    Ссылка кассационной жалобы пенсионного органа на то, что учреждение «Детский дом-интернат» не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. № 395 отклоняется, поскольку включение учреждения «детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», «дом-интернат для детей с физическими недостатками», «дом милосердия» в наименование учреждений «Учреждения социального обслуживания» в действующий Список от 29.10.2002 г., подтверждает, что работа в указанном учреждении относится к лечебной деятельности.

       Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.      

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяева В.Б. - без удовлетворения.

Председательствующий     Г.К.Екония      

Судьи       Е.Г.Козина

     

     Н.И.Межевова