Судья Косарева Н.В. Дело N 33-555/27 Докладчик Стариннова Л.Д. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: судьи-председательствующего: Александрова С.В., судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И., при секретаре: Панковой М.А., рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 марта 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяева В.Б. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 14 января 2011 г. Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д.; судебная коллегия установила: Милушова Г.М. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В обоснование своих требований указала, что пенсионным органом ей отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж периоды ее работы в качестве медсестры на заводе <данные изъяты> не были засчитаны в льготном порядке, как один год работы за один год и 3 месяца. Считала такой отказ в назначении пенсии неправомерным, просила отменить решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия №31 от 14 марта 2010 г. и №197 от 17 декабря 2010 г., засчитать в льготном исчислении из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца период работы в должности медицинской сестры завода <данные изъяты> с 2 апреля 1982 г. по 1 ноября 1999 г. (за исключением нахождения в отпусках без содержания и простоев) и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 16 ноября 2007 года. (л.д.2-3,103,152). Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 14 января 2011 г. исковые требования Милушовой Г.М. удовлетворены. (л.д.157-173). В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяев В.Б. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства. Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим отмене. Как следует из материалов дела и установлено судом решениями начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия №31 от 14 марта 2010 г. и №197 от 17 декабря 2010 г. Милушовой Г.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2010 года из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом решением пенсионного органа от 17 декабря 2010 г. в специальный стаж Милушовой Г.М. периоды работы с 2 апреля 1982 г. по 31 июля 1992 г., с 3 ноября 2004 г. по 30 ноября 2005 г., 1 февраля 2006 г. по 26 июня 2006 г., с 1 июля 2006 г. по 26 февраля 2007 г., с 1 марта 2007 г. по 14 мая 2008 г., с 16 мая 2008 г. по 31 декабря 2008 г., с 1 января 2010 г. по 21 сентября 2010 г. в должности медсестры в медицинском пункте завода <данные изъяты> (за период работы на заводе <данные изъяты> засчитаны в календарном исчислении, ( так как завод <данные изъяты> не является лечебным учреждением), другие периоды ее работы в должности медсестры в медицинском пункте завода <данные изъяты> не были зачтены в специальный стаж. (л.д.117-119,123-128). Из копии трудовой книжки на имя Милушовой Г.М. усматривается, 1 августа 1981 г. она принята на должность медсестры м/п завода <данные изъяты>, 1 апреля 1982 г. уволена в порядке служебного перевода на завод <данные изъяты>, 1 апреля 1982 г. принята медсестрой в порядке перевода, 30 июня 1994 г. уволена в порядке перевода в <данные изъяты>, 1 июля 1994 г. принята медсестрой в <данные изъяты> в порядке перевода. (л.д.4). Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что поскольку периоды работы истицы в должности медсестры медицинского(фельдшерского) здравпункта завода <данные изъяты> ( впоследствии <данные изъяты>) в периоды с 1 апреля 1982 года по 30 июня 1994 года, с 1 июля 1994 года по 31 октября 1999 года подлежали зачету в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца, а с 1 ноября 1999 года по 21 сентября 2010 года в календарном исчислении, на 16 ноября 2007 года истица имела необходимый стаж работы, дающей ей право на назначение пенсии по нормам 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Между тем, такой вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы. В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охранен здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения". В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464. Пунктом 1 указанного постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, по ранее действовавшим нормам предусматривалась возможность зачета периодов работы медицинских работников в учреждениях, имеющих различную форму собственности, за период работы до 01.11.1999. Судом установлено, что Милушова Г.М., в период с 1 апреля 1982 г. по 30 июня 1994 г. работала на <данные изъяты> заводе <данные изъяты>, с 1 июля 1994 г. по настоящее время работает в должности медицинской сестры фельдшерского здравпункта <данные изъяты>, выполняя все обязанности медицинской сестры, выражающиеся в оказании медицинской помощи, выполнение медицинских процедур и др. (л.д.89-91,107-11). Следовательно, должность истицы в спорные периоды относилась к среднему медицинскому персоналу, а сам фельдшерский здравпункт завода - к лечебно-профилактическому учреждению, предусмотренному Списком N 464. В связи с изложенным, суд правильно посчитал, что периоды работы истицы с 1 апреля 1982 г. по 30 июня 1994 г., 1 июля 1994 г. по 31 октября 1999 г. подлежат зачету в стаж работы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца. Между тем, вывод суда в части включения истице в специальный стаж для назначения пенсии периода работы с 1 ноября 1999 г. по 21 сентября 2010 г. в должности медсестры фельдшерского здравпункта в <данные изъяты> судебная коллегия находит необоснованным. Принимая решения в указанной части, суд допустил нарушения норм материального и процессуального права. В силу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Из поданного истицей искового заявления следует, что она просила включить в стаж для назначения пенсии периоды работы в льготном исчислении в должности медицинской сестры завода <данные изъяты>, <данные изъяты>, не указывая конкретные периоды работы( л.д. 2-3). В судебном заседании истица просила включить в стаж для назначения пенсии периоды ее работы с 2 апреля 1982 года по 1 ноября 1999 года ( л.д. 152). Разрешая дело и включая истице в стаж для назначения пенсии периодов работы с 1 ноября 1999 года по 21 сентября 2010 года, суд вышел за пределы иска, что является нарушением пункта 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ. Включая указанный период в стаж работы для назначения пенсии, суд не учел, что в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей. В связи с этим, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002, засчитываются с 01.11.1999 в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Согласно статьи 91 Трудового кодекса РФ рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Что касается сокращенной продолжительности рабочего дня, установленной для отдельных должностей, то согласно ст. 350 Трудового кодекса для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством РФ. Так, Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности" утверждены Перечни должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов, условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю. Данными Перечнями установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности, характера и условий труда продолжительность рабочего времени может составлять 36, 33 и 30 часов в неделю. Если работа выполнялась в нескольких должностях и учреждениях, указанных в Списке на условиях неполного рабочего дня, то производится суммирование объема работы работника в должностях, предусмотренных Списком, по всем местам работы. Из справки <данные изъяты> от 27 января 2004 г. следует, что в период с 1 ноября 1999 г. по декабрь 2003 г. у Милушовой Г.М. имеются не полностью отработанные рабочие дни в месяц. (л.д. 89- 91). Для признания спорных периодов, подлежащих включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, необходимо было выяснить к какой категории медицинских работников, в отношении которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в неделю относиться должность истицы - медсестра фельдшерского здравпункта в ОАО «Радиодеталь». В связи с чем, суду следовало в полном объеме проверить продолжительность рабочего времени истицы после 1 ноября 1999 г. в зависимости от должности и (или) специальности, характера и условий труда по день назначения судом досрочной трудовой пенсии по старости - 16 ноября 2007 г. При этом, назначая истице досрочную трудовую пенсию по старости с 16 ноября 2007 г., суд включил в ее специальный стаж периоды работы после 16 ноября 2007 г. включительно по 21 сентября 2010 г., что является недопустимым. В соответствии с частью 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. В силу пункта 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В нарушение приведенных требований процессуального закона суд не поставил на обсуждение сторон выяснение обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного дела. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку нарушения допущенные судом первой инстанции не могут быть исправлены судом кассационной инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует уточнить предмет исковых требований, а именно какие периоды работы истица просит включить в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца. Затребовать у пенсионного органа результаты проверки стажа работы истицы в спорные периоды, поскольку в материалах дела имеются три решения пенсионного органа об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, которые содержат различные выводы относительно наличия у истицы требуемого стажа для назначения пенсии и применения к конкретным периодов льготного порядка исчисления стажа. При установлении обстоятельств имеющих значение для дела вынести законное и обоснованное решение в соответствии с требования материального и процессуального закона. На основании изложенного, руководствуясь абзацем третьим статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия определила: решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 14 января 2011 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Судья-председательствующий Александров С.В. Судьи Стариннова Л.Д. Скипальская Л.И.