о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения



Судья Тимина В.В.       Дело N 33-584/27

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.,

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Кулаевой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 марта 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Рябининой Н.А. на решение Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 2 февраля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Ермаковой Е.А., действующей по доверенности № 88 от 17 января 2011 года, поддержавшей доводы кассационной жалобы; судебная коллегия

установила:

Шумкина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа ей было отказано в назначении досрочной пенсии по выслуге лет из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. При этом ответчиком в ее специальный стаж периоды работы с 5 февраля 1994 г. по 31 октября 1999 г. были включены в льготном исчислении как 1 год работы за один год и 3 месяца, в календарном исчислении включен период работы с 1 ноября 1999 г. по 30 ноября 2001 г. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии <данные изъяты> центральной районной больницы, так как до 1 декабря 2001 г. в штатном расписании палат именовалась как палата интенсивной терапии. Период с 5 февраля 1994 г. по 30 ноября 2001 г. дополнительно не засчитан в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Считала отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и необоснованным и просила установить факт работы с 5 февраля 1994 г. по 30 ноября 2001 г. в должности медицинской сестры палаты реанимации и интенсивной терапии <данные изъяты> центральной районной больницы, отменить решение пенсионного органа от 30 августа 2010 г. в части включения в календарном исчислении периода работы с 1 ноября 1999 г. по 30 ноября 2001 г. (в том числе курсов повышения квалификации с 1 февраля 2000 г. по 29 февраля 2000 г.) в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии <данные изъяты> центральной районной больницы. Обязать включить в специальный стаж периоды работы с 5 февраля 1994 г. по 31 января 2000 г. и с 1 марта 2000 г. по 30 ноября 2001 г. в должности медицинской сестры-анестезиста палаты реанимации и интенсивной терапии <данные изъяты> центральной районной больницы, курсы повышения квалификации с 1 февраля 2000 г. по 29 февраля 2000 г. в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев и назначить данную пенсию с 21 июля 2010 г. (л.д.1-4,139-141).

Решением Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 2 февраля 2011 г. исковые требования Шумкиной Т.В. удовлетворены в полном объеме (л.д.233-251).

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Рябинина Н.А. просил решение суда отменить, ссылаясь на нарушением судом норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия от 30 августа 2010 г. (с внесенными изменениями решением от 31 января 2011 г.) Шумкиной Т.В. в назначении пенсии было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж периоды работы с 5 февраля 1994 г. по 31 октября 1999 г. были включены в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, период работы с 1 ноября 1999 г. по 30 ноября 2001 г. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии <данные изъяты> центральной районной больницы и период нахождения на курсах повышения квалификации с 1 февраля 2000 г. по 29 февраля 2000 г. были включены в календарном исчислении, поскольку до 1 декабря 2001 г. в штатном расписании больницы палата именовалась как палата интенсивной терапии. (л.д.12,215-216).

Из копии трудовой книжки на имя Шумкиной Т.В.в период с <дата> по <дата> она работала медицинской сестрой анестезисткой палаты реанимации и интенсивной терапии (л.д.8-9).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охранен здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

Согласно данному постановлению за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" медицинским сестрам, медицинским сестрам-анестезистам отделений (групп, палат и др.) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующей должности в течение полного рабочего дня.

В то же время один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) при назначении пенсии по указанному выше Списку засчитывается указанным в этом списке работникам за один год и 3 месяца выслуги только в том случае, если они работали как в сельской местности или поселках городского типа, так и в городах. При этом пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.

Пунктом 1 указанного постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Этим же постановлением были установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) должен быть учтен как один год и 3 месяца, а среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, кроме того, один год работы в этих должностях и подразделениях должен быть засчитан как один год и 6 месяцев.

Исходя из выше перечисленных правовых норм, стаж медицинской работы в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии и реанимации до 1 ноября 1999 г. в сельской местности исчислялся в льготном порядке как 1 год за 1 год и 3 месяца и 1 год как 1 год 6 мес.

Наличие в структуре <данные изъяты> центральной районной больницы палаты реанимации и интенсивной терапии с 1 февраля 1994 г. подтверждено показаниями свидетелей С. и П., приказом <№> параграф <№> от <дата> по <данные изъяты> центральной районной больнице об организации палаты интенсивной терапии и реанимации с круглосуточным дежурством и штатом 5 медицинских сестер. ( л.д. 27)

Показания свидетелей объективно подтверждаются штатными расписаниями за 1993 г., 1998-2001 гг. (л.д.199-203,89,91,13-26).

Суд пришел к правильному выводу, что несмотря на то, что штатным расписанием <данные изъяты> центральной районной больницы палата реанимации и интенсивной терапии не была структурно выделена, представленные в дело доказательства подтверждают факт работы истицы в спорные периоды в палате реанимации и интенсивной терапии в должности медицинской сестры- анестезиста.

При этом неграмотное оформление документации работниками отдела кадров больницы не может служить основанием для лишения Шумкиной Т.В. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования Шумкиной Т.В. об установлении факта ее работы в период с 5 февраля 1994 г. по 30 ноября 2001 г. в должности медицинской сестры - анестезиста палаты реанимации и интенсивной терапии <данные изъяты> центральной районной больницы и включил в льготном исчислении период работы истицы с 5 февраля 1994 г. по 31 октября 1999 года как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, а с 1 ноября 1999 г. по 30 ноября 2001 г. как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичные нормы содержались и в п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а также в ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавших в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Учитывая, что период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направляется на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и соответствующую профессиональную деятельность.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно включил период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 1 февраля 2000 г. по 29 февраля 2000 г. также в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Установив, что у истицы с учетом включенных пенсионным органом периодов ее работы и зачтенных оспариваемых периодов судом, имеется более 25 лет необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии, суд правильно обязал пенсионный орган назначить ей данную пенсию с момента обращения за ней, то есть с <дата>

Выводы суда подтверждены имеющимися по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения истице в льготный стаж спорных периодов ее работы, являются несостоятельными.

Доводы кассационной жалобы ответчика повторяют по существу основания отказа истице в назначении досрочной трудовой пенсии, были предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции и по мотивам, изложенным в решении, правильно признаны необоснованными.

Кроме того, доводы кассационной жалобы связаны с неверным толкованием норм материального права

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 2 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Рябининой Н.А. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                          Александров С.В.

Судьи           Стариннова Л.Д.

                                                                                             Скипальская Л.И.