Кассационная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий регионального фонда социального страхования



Судья З.В. Крысина       Дело №33-650/54

Докладчик Г.К. Екония

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                                                Г.К. Екония

судей                                                                                           Е.Г. Козиной

                                                                                                    Н.И. Межевовой

при секретаре судебного заседания                                         Л.В. Мещеряковой

рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 апреля 2011 года в городе Саранске дело по кассационной жалобе истца С.И. Сунгаева на решение Ленинского районного суда г. Саранска от 10 февраля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Г.К. Екония, объяснения истца С.И. Сунгаева, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (Региональное отделение ФСС РФ по РМ) Г.Н. Бодиной, начальника отдела правового обеспечения (доверенность от 11 января 2011 года), возразившей относительно кассационной жалобы истца, исследовав вновь представленное истцом доказательство - письмо Регионального отделения ФСС РФ по РМ от 21 февраля 2011 года №08/31«Л», судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

С.И. Сунгаев обратился в суд с исковыми требованиями к Региональному отделению ФСС РФ по РМ об оспаривании отказа в предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за 2010 год и о предоставлении такой путёвки.

В обоснование исковых требований С.И. Сунгаев указал на то, что с февраля 1986 года он является инвалидом и по медицинским показаниям имеет право на ежегодное предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение.

В декабре 2010 года он обратился в Региональное отделение ФСС РФ по РМ с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за 2010 год, в предоставлении которой ему письмом от 27 декабря 2010 года незаконно отказано.

В связи с этим он просил суд признать оспариваемый отказ в предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за 2010 год незаконным, обязав ответчика предоставить ему такую путёвку (л.д.1-3).

Определением Ленинского районного суда г. Саранска от 10 февраля 2011 года производство по делу в части рассмотрения и разрешения в суде требования о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за 2010 год прекращено в связи с отказом истца от этого требования (л.д.42-43).

Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 10 февраля 2011 год в удовлетворении предъявленного требования о признании незаконным оспариваемого отказа в предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за 2010 год отказано (л.д.48-53).

В кассационной жалобе истец С.И. Сунгаев просил такое решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на то, что: 1) сообщением от 27 декабря 2010 года о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение в 2011 году ответчик фактически отказал ему в предоставлении путёвки за 2010 год и тем самым нарушены его конституционные права, а обратный вывод суда ошибочен; 2) только после его обращения в суд он получил уведомление о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение в ОАО «Санаторий Алатырь», но такая путёвка предоставлена ему за 2011 год; 3) он имеет право на ежегодное предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение, и отсутствие в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации достаточных денежных средств не должно ограничивать его в праве на получение указанной государственной социальной помощи (л.д.56-57).

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, С.И. Сунгаев является инвалидом (л.д.6) и в соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В частности, на основании пункта 1.1 части 1 статьи 6.2 вышеуказанного Федерального закона С.И. Сунгаев имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

23 октября 2009 года С.И. Сунгаев обратился в Региональное отделение ФСС РФ по РМ с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, имея медицинскую справку для получения такой путёвки по установленной форме (л.д.30).

Письмом от 23 декабря 2009 года Региональное отделение ФСС РФ по РМ сообщило С.И. Сунгаеву, что испрашиваемая путёвка будет ему предоставлена по итогам конкурса по отбору санаторно-курортных учреждений на 2010 год в соответствии с очерёдностью поступления заявлений граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (л.д.17).

15 декабря 2010 года С.И. Сунгаев в очередной раз обратился в Региональное отделение ФСС РФ по РМ с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, имея медицинскую справку для получения такой путёвки по установленной форме (л.д.4, 37).

Письмом от 27 декабря 2010 года Региональное отделение ФСС РФ по РМ сообщило С.И. Сунгаеву, что его просьба о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение будет рассмотрена по итогам конкурса по отбору санаторно-курортных учреждений на 2011 год в соответствии с рекомендациями лечащего врача (л.д.8, 19).

3 февраля 2011 года Региональное отделение ФСС РФ по РМ предоставило С.И. Сунгаеву путёвку на санаторно-курортное лечение в ОАО «Санаторий Алатырь» с 21 февраля по 10 марта 2011 года (л.д.38-41).

В 2010 году путёвка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена С.И. Сунгаеву по объективным причинам, поскольку количество заявлений граждан, имевших право на получение таких путёвок и не обеспеченных ими, значительно превысило квоту по обеспечению граждан указанной государственной социальной помощью в 2010 году (л.д.26-28).

Вышеуказанные обстоятельства истцом не опровергнуты, и сомнения в их достоверности не вызывают.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения предъявленных исковых требований не имеется.

Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона.

В силу положения абзаца первого части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг, к числу которых в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона относится предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение, является календарный год.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утверждён Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328, согласно пункту 3.7 которого граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в территориальные органы Фонда социального страхования по месту жительства до 1 декабря текущего года.

Следовательно, для получения путёвки на санаторно-курортное лечение в текущем году заинтересованный в её получении гражданин должен обратиться с заявлением о предоставлении путёвки не позднее 1 декабря текущего года. При этом в силу положений главы 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, предоставлена возможность выбора формы их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учётом его стоимости.

Изложенная правовая позиция отражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2006 года №ГКПИ06-746, принятым по гражданскому делу по заявлению граждан об оспаривании пункта 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328, и Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утверждённым постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2009 года.

Исходя из этого, обращение истца с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение после 1 декабря 2010 года, а именно 15 декабря 2010 года, делало невозможным предоставление испрашиваемой путёвки в 2010 году.

Более того, в соответствии с положениями пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе предусмотренных Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение.

Как уже указывалось ранее, в 2010 году путёвка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена С.И. Сунгаеву по объективным, независящим от ответчика, причинам, поскольку количество заявлений граждан, имевших право на получение таких путёвок и не обеспеченных ими, значительно превысило квоту по обеспечению граждан указанной государственной социальной помощью в 2010 году.

Вышеуказанные обстоятельства - обращение истца с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение после 1 декабря 2010 года, и отсутствие в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год денежных средств для удовлетворения заявлений всех граждан, имевших право на получение таких путёвок и не обеспеченных ими, как по отдельности, так и в совокупности, являлись достаточными основаниями для отказа в предоставлении истцу испрашиваемой путёвки.

В связи с этим доводы кассационной жалобы истца, которые по существу сводятся к тому, что ему должна была быть предоставлена испрашиваемая путёвка за 2010 год, отклоняются.

Таким образом, доводы кассационной жалобы истца не могут повлечь отмену решения суда. К тому же доводы кассационной жалобы истца сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.

Исходя из изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска от 10 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца С.И. Сунгаева - без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                                      Г.К. Екония

Судьи                                                                                                Е.Г. Козина

                                                                                                          Н.И. Межевова