Решение суда об удовлетворении иска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, оставлено без изменения.



Судья Пахомов А.В.       Дело № 33-655/27

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи - председательствующего Екония Г.К.

судей        Козиной Е.Г.

Межевовой Н.И.

при секретаре      Мещеряковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 5 апреля 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 февраля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения истицы Хаминой Н.М., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Хамина Н.М. обратилась в суд с иском к ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» о признании незаконным и отмене решения пенсионного органа, зачете в специальный трудовой стаж периодов работы и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» №72901/343 от 6 декабря 2010 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального 30-летнего стажа.В её специальный стаж не засчитаны периоды работы с 7 октября 1998 г. по 28 февраля 1999 г., с 2 марта 1999 г. по 2 июля 2001 г. в должности акушерки Управления социальной сферы ОАО «Лисма», с 1 июля 2002 г. по 29 августа 2002 г. в должности акушерки Лечебно-оздоровительного центра ОАО «Лисма» и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 6 сентября 2000 г. по 18 октября 2000 г.

Просила суд признать незаконным и отменить указанное решение начальника пенсионного органа, включить спорные периоды в специальный трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 февраля 2011 г. исковые требования Хаминой Н.М. удовлетворены.

Признано незаконным решение начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» №72901/343 от 6 декабря 2010 г. об отказе Хаминой Н.М. в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» возложена обязанность зачесть Хаминой Н.М. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с 7 октября 1998 г. по 28 февраля 1999 г., с 2 марта 1999 г. по 2 июля 2001 г. в должности акушерки Управления социальной сферы ОАО «Лисма», с 1 июля 2002 г. по 29 августа 2002 г. в должности акушерки Лечебно-оздоровительного центра ОАО «Лисма» и период нахождения на курсах повышения квалификации с 6 сентября 2000 г. по 18 октября 2000 г. и назначить Хаминой Н.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 12 ноября 2010 г.

С ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» в пользу Хаминой Н.М. взысканы <данные изъяты> рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.

В кассационной жалобе начальник ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаев В.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку наименование учреждений, в которых работала истица в оспариваемые периоды, не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что решением начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» от 6 декабря 2010 г. №72901/343 Хаминой Н.М. было отказано, в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из-за отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа.

Имеется 27 лет 2 месяца 27 дней.

В специальный стаж не были засчитаны периоды работы с 7 октября 1998 г. по 28 февраля 1999 г., с 2 марта 1999 г. по 2 июля 2001 г. в должности акушерки Управления социальной сферы ОАО «Лисма», в том числе период нахождения на курсах повышения квалификации с 6 сентября 2000 г. по 18 октября 2000 г.; с 1 июля 2002 г. по 29 августа 2002 г. в должности акушерки Лечебно-оздоровительного центра ОАО «Лисма», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции обоснованно указал о незаконности указанного решения пенсионного органа в части исключения из трудового стажа спорных периодов работы истицы.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 г. утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 3 названных Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лаборатори-

ях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Аналогичные нормы содержались и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», действовавшим в период с 1 ноября 1999 г. по 29 октября 2002г., и в постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» действовавшим до 29 октября 2002 г.

Пунктом 1 Постановления №1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066 в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции правильно указал, что в период с 7 октября 1998 г. по 2 июля 2001 г. Хамина Н.М. работала в должности акушерки Управления социальной сферы ОАО «Лисма», в период с 1 июля 2002 г. по 29 августа 2002 г. - в должности акушерки Лечебно-оздоровительного центра ОАО «Лисма», по своим функциональным обязанностям осуществляла лечебную деятельность в должности акушерки. Право Хаминой Н.М. на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не может быть поставлено в зависимость от наименования учреждения, в котором она работала, поскольку Управление социальной сферы и производства продуктов питания ОАО «Лисма» и Лечебно-оздоровительный центр ОАО «Лисма», являлись структурными подразделениями ОАО «Лисма», функцией которых являлось, в том числе, оказание квалифицированной медицинской помощи с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости работников ОАО «Лисма».

В соответствии со статьями 12-14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действия законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Из Положения об Управлении социальной сферы и производства продуктов питания следует, что Управление социальной сферы и производства продуктов питания является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Лисма», в его функции, в том числе, входит: обеспечение процесса лечения медицинскими препаратами, проведение непрерывного процесса лечения работников ОАО «Лисма» в стационаре и в поликлинических отделениях, проведение непрерывного процесса лечения работников ОАО «Лисма» медицинскими препаратами. Согласно пункту 5 Положения, в перечень внутренних подразделений Управления социальной сферы и производства продуктов питания, входила медико-санитарная часть ОАО «Лисма», состоящая из стационара и лечебно-диагностического отделения который оказывал круглосуточную стационарную помощь больным неврологического и терапевтического профилей, а также был предназначен для проведения диагностики с целью непрерывности процесса лечения, профилактики заболеваний, реабилитации работников ОАО «Лисма» в соответствии с выданными лицензиями и сертификатами; Поликлиники №1, которая оказывала квалифицированную медицинскую помощь с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости; Поликлиники №2, также оказывающей квалифицированную медицинскую помощь с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости.

Согласно Положению о лечебно-оздоровительном центре ОАО «Лисма» центр - лечебно-профилактическое учреждение, являющееся отдельным структурным подразделением ОАО «Лисма», предназначенным для диагностики, лечения, профилактики заболеваний и реабилитации работников ОАО «Лисма». Функциями ЛОЦ ОАО «Лисма» являются: оказание квалифицированной, специализированной медицинской помощи, профилактика заболеваний, реабилитация с целью снижения общей профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, трудопотерь по болезни и инвалидности, выполнение программ обязательного медицинского страхования; разработка и осуществление совместно с Администрацией ОАО «Лисма» по согласованию с органами санэпиднадзора мероприятий по оздоровлению работников ОАО «Лисма»; осуществление контроля за соответствием состояния здоровья работающих условиям труда.

Исходя из этого, суд первой инстанции правильно засчитал истице в специальный трудовой стаж для получения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды ее работы с 7 октября 1998 г. по 28 февраля 1999 г., с 2 марта 1999 г. по 2 июля 2001 г. в должности акушерки Управления социальной сферы ОАО «Лисма», с 1 июля 2002г. по 29 августа 2002 г. в должности акушерки Лечебно-оздоровительного центра ОАО «Лисма», поскольку пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях.

Доводы кассационной жалобы о том, что спорные периоды работы не могут быть засчитаны в специальный стаж истицы, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, судом первой инстанции исследовался и обоснованно признан несостоятельным по вышеизложенным основаниям.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаева В.С. - без удовлетворения.

Председательствующий Г.К.Екония

Судьи       Е.Г.Козина

Н.И.Межевова