Решение суда об удовлетворении иска о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии об исключении лица из очереди на улучшение жилищных условий, оставлено без изменения.



Судья Карякин В.Н.                Дело №33-617/57

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи - председательствующего Екония Г.К.

судей        Козиной Е.Г.

Межевовой Н.И.

при секретаре      Мещеряковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 5 апреля 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе представителя ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Чапаевой А.А. на решение Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 1 февраля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения представителя ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Чапаевой А.А., действующей на основании доверенности от 16 марта 2010 г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Русяев И.В. обратился в суд с иском к ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия, к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Мордовия о признании незаконными протоколов заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от <дата> и от <дата> об исключении его из очереди на улучшение жилищных условий, о восстановлении его в очереди на улучшение жилищных условий в ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия с <дата>, о возложении обязанности на жилищно-бытовую комиссию ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия включить его в список граждан, участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и признать участником подпрограммы «Жилище» на 2010 год по ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия; обязать рабочую группу УФСИН России по Республике Мордовия включить его в список участников.

В обоснование иска указал, что согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия от <дата>, утвержденного начальником Учреждения, он был снят с очереди на улучшение жилищных условий, в которой состоял с <дата> Согласно выписке из протокола заседания этой комиссии, поступило указание от Центральной жилищно-бытовой комиссии о снятии его с очереди на улучшение жилищных условий как незаконно состоящего на очереди на улучшение жилищных условий.

Считает данное решение незаконным, нарушающим его жилищные права.

Он работал на различных должностях в органах уголовно исполнительной системы с <дата> по <дата> Был уволен по статье 58 пункта «з» Положения о службе в органах внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья.

Решением жилищно-бытовой комиссии Учреждения ЖХ-385/3 от <дата> он был поставлен на улучшение жилищных условий, поскольку со своей семьей в составе четырех человек проживал в неблагоустроенной квартире - печное отопление.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия от <дата> он был признан участником подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Решением рабочей группы УФСИН России по Республики Мордовия по обеспечению реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. по УФСИН России по Республике Мордовия от <дата> он был признан участником подпрограммы «Жилище» на 2010 г. по ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия.

Считает, что был поставлен на улучшение жилищных условий на законных основаниях, в соответствии с действующими на то время нормами жилищного законодательства.

В судебном заседании Русяев И.В. от исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике включить его в список участников подпрограммы « Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 г. отказался. Вместе с тем Русяев И.В. частично отказался от исковых требований к ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия в части обязания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия включить его в список граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 г. и признать участником программы «Жилище» на 2010 г. по ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России, указав, что основанием отказа от иска в части является то, что действие программы «Жилище» рассчитано до 2010 г., в настоящее время программа не продлена, если он будет восстановлен в очереди на улучшении жилищных условий, то в случае продлении программы «Жилище», он будет включен в список на получение жилья.

Исковые требования к ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия в части признания незаконными решений жилищно-бытовой комиссии от <дата> и от <дата> в части исключения его из очереди на улучшение жилищных условий поддержал.

Решением Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 1 февраля 2011 г. исковые требования Русяева И.В. удовлетворены.

Признаны незаконными и отменены решения жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от <дата> и от <дата> в части исключения Русяева И.В. из списка очередности на улучшение жилищных условий. Русяев И.В. восстановлен в списке очередности на улучшение жилищных условий по ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия с <дата>

В кассационной жалобе представитель ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Чапаева А.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, по существу ссылаясь на законность решения жилищной комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от <дата> и от <дата> об исключении Русяева И.В. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку занимаемое истцом жилое помещение соответствует санитарным, техническим, противопожарным требованиям.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от <дата> и протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии от <дата> Русяев И.В. исключен из списка очередников на улучшение жилищных условия в соответствии с пунктом 6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, которые при решении вопроса о постановке его на учет на улучшение жилищных условий не проверили его жилищные условия, то есть приняли на учет лицо, которое не нуждалось в улучшении жилищных условий.

Согласно пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Рассматривая данный спор, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что доказательств о неправомерности действий должностных лиц, принявших решение о постановке на учет Русяева И.В. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ответчиком не представлено.

Как установлено судом первой инстанции, представленные в <дата> Русяевым И.В. документы в жилищно-бытовую комиссию для решения вопроса о постановке его на учет на улучшение жилищных условий утеряны по вине ответчика, то суд обоснованно пришел к выводу о том, что истцом Русяевым И.В. в жилищно-бытовую комиссию представлялись все необходимые документы для решения вопроса о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В силу части 1 статьи 40 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшим в то время, когда истцу было предоставлено жилое помещение для проживания, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В данной статье указаны требования, которым должны отвечать предоставляемые гражданам жилые помещения по договору социального найма. Данная статья находилась в главе 1 Жилищного кодекса и, прежде всего, касается жилых помещений, которыми должны обеспечиваться граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В указанной статье названы требования, которым должны соответствовать жилые помещения:

а) они должны быть благоустроенными применительно к условиям данного населенного пункта. К элементам благоустройства относятся водопровод, центральное отопление, электрическое освещение и другие виды коммунальных удобств. Уровень благоустройства в разных населенных пунктах неодинаков: в городах он значительно выше, в сельской местности, как правило, полностью благоустроенными являются лишь многоквартирные жилые дома;

б) предоставляемые жилые помещения должны соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям. То есть они должны отвечать, в частности, объемно-планировочным параметрам (высота, площадь, изолированность и др.), температурно-влажностным показателям (температура и влажность помещения, загрязненность воздуха и т.п.). При этом жилые помещения должны отвечать и строительным показателям (не быть аварийными, ветхими, находиться в подвалах, бараках, вагончиках и других временных строениях). Полный перечень указанных показателей содержало «Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утвержденное Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. № 529.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Из материалов дела усматривается, что истец со своей семьей с <дата> проживает по адресу: <адрес>.

Данный дом введен в эксплуатацию в 1970 году, что подтверждается техническим паспортом на указанный жилой дом.

Из акта проверки жилищных условий Русяева И.В. от <дата> следует, что жилая площадь недостаточна для 4-х человек. В характеристике дома указано, что дом каменный, ветхий, перегородки деревянные, комнаты сырые, проходные. Жилая площадь 45,7 кв.метра, дом барачного типа 8-ми квартирный. Отопление печное, канализация не отвечает правилам санитарной гигиены.

В связи с чем, комиссия пришла к заключению, что необходимо улучшить жилищные условия Русяева И.В.

Согласно справке <№> от <дата>, выданной администрацией Барашевского сельского поселения Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия жилой дом по адресу <адрес> по состоянию на апрель <дата> не соответствует санитарно-техническим нормам. Отсутствует водоотведение (канализация), газоснабжение, центральное отопление.

<дата> Русяев И.В. подал рапорт на имя начальника Учреждения ЖХ-385/3 о постановке его на очередь на улучшение жилищных условий в связи с тем, что жилая площадь, в которой он проживает имеет печное отопление. В этот же день данное заявление было зарегистрировано в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, находящейся в учреждении ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия под номером 201.

На основании совместного решения администрации и профкома учреждения ЖХ-385/3 <№> от <дата> Русяев И.В. был поставлен на очередь на улучшение жилищных условий на основании поданного им <дата> заявления (т.1 л.д.37).

Согласно пункту 12 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. №34, от 23 июля 1993 г. №726, от 28 февраля 1996 г. №199, с изм., внесенными определениями Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2002 г.      №КАС 02-176, от 31 октября 2002 г. №КАС 02-589, от 18 сентября 2003 г.         №КАС 03-413) для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.

Как пояснили в судебном заседании истец Русяев И.В. и третье лицо на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований Русяева Л.И. (т.1 л.д.148), что к заявлению о постановке на учет на улучшение жилищных условий были приложены справка о составе семьи, о жилой площади и другие документы.

Как правильно установлено судом первой инстанции, основанием признания Русяева И.В. с членами его семьи, нуждающимися в улучшении жилищных условий, послужило, как их проживание в жилом помещении (доме), не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, так и недостаточная жилая площадь.

В настоящее время истец с членами семьи проживает в этом же жилом помещении.

Согласно заключению эксперта <№> от <дата> <адрес> на <дата> в основном соответствовала строительным, санитарным, техническим и противопожарным требованиям в части планировочных решений по числу комнат и их площади, размерам помещений, световых проемов, видам материалов, из которых выполнен дом, где расположена квартира, наличие инженерных коммуникаций и поквартирного генератора тепла, работающего на твердом топливе.

Однако имелись отдельные не соответствия строительным нормам 1999 года в части сопротивления теплопередаче существующих наружных стен и чердачных покрытий (п.2.1. СНиП 11-3-79 «Строительная теплотехника»), размеров продухов техподполья (п.1.47 СНиП 2.08.01-89 « Жилые здания»), отсутствия горячей воды, канализации и шланга (рукава) первичного устройства внутриквартирного пожаротушения на ранней стадии (п.3.1 и 3.1 а СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания»).

Не соответствия строительным, санитарным, техническим и противопожарным требованиям имевшие место в 1999 г. остались. Кроме этого, имеются несоответствия п.7.33 в части оборудования жилых помещений квартир (кроме санузлов, ванных комнат, душевых, постирочных, саун), автономными дымовыми пожарными извещателями, соответствующими требованиям НПБ 66-97, п. 11.3 в части оснащения инженерные системы здания приборами учета холодной воды, электроэнергии и газа при централизованном снабжении.

Сечение вентиляционного канала кухни недостаточно, канал не выведен выше уровня кровли, чем нарушены требования п.Г. 18 СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб», отсутствие вентиляции ванной комнаты.

При ремонте кровли нарушены требования п.3.83 «Правила производства работ и ремонта печей, дымоходов и газоходов», стропильные конструкции и обрешетка находятся в непосредственной близости от газохода. При выполнении ремонтных работ фасад дома был облицован металлическим сайдингом, при этом не были оставлены отверстия для вентиляции за облицовкой, что может вызвать нарастание влажности конструкций наружных стен и образование грибка на них, а также увеличение влажности внутри помещений.

Степень физического износа основных несущих и ограждающих конструкций и других элементов квартиры составляет 40.7%. Состояние квартиры неудовлетворительное.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего представления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утратыими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение им жилых помещений.

Исходя из указанной правовой нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для снятия Русяева И.В. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия не имелось. В связи с чем, его право на улучшение жилищных условий сохраняется.

При таких обстоятельствах, материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, поэтому не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда.

Необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность и обоснованность решения.

Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 1 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Чапаевой А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий        Г.К.Екония

Судьи            Е.Г.Козина

                                                                    Н.И.Межевова

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.