Судья Карякин В.Н. Дело № 33-614/57 Докладчик Козина Е.Г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: судьи - председательствующего Екония Г.К. судей Козиной Е.Г. Межевовой Н.И. при секретаре Мещеряковой Л.В. рассмотрела в открытом судебном заседании 5 апреля 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационным жалобам представителя ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Чапаевой А.А. и представителя УФСИН России по Республики Мордовия Паркиной С.В. на решение Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 27 января 2011 г. Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения представителя ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Чапаевой А.А., действующей на основании доверенности от 16 марта 2010 г. и представителя УФСИН России по Республики Мордовия Паркиной С.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия установила: Чикин Ю.А. обратился в суд с иском к ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия, к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Мордовия о признании незаконными протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от <дата> об исключении его из очереди на улучшение жилищных условий, о восстановлении его в очереди на получение и улучшение жилищных условий в ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия с <дата>, о возложении обязанности на жилищно-бытовую комиссию ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия включить его в список граждан, участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и признать участником подпрограммы «Жилище» на 2009 год по ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия, о возложении обязанности на рабочую группу УФСИН России по Республике Мордовия включить его в список участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы. В обоснование иска указал, что согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия от <дата>, утвержденного начальником этого учреждения, он был снят с очереди на улучшение жилищных условий, в которой состоял с <дата> Согласно выписке из протокола заседания этой комиссии поступило указание от Центральной жилищно-бытовой комиссии о снятии его с очереди на улучшение жилищных условий, как незаконно состоящего на очереди на улучшение жилищных условий. Считает данное решение незаконным, нарушающим его жилищные права. Он работал на различных должностях в органах уголовно-исполнительной системы с <дата> по <дата> Был уволен по статье 58 пункта «з» Положения о службе в органах внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья. Решением жилищно-бытовой комиссии Учреждения ЖХ-385/3 от <дата> он был поставлен на улучшение жилищных условий, так как с семьей в составе из четырех человек, проживали в неблагоустроенной квартире - печное отопление, водоснабжение и канализация отсутствовали. Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от <дата> он признан участником подпрограммы «Жилище на 2002-2010 годы». Решением рабочей группы УФСИН России по Республике Мордовия по обеспечению реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по УФСИН России по Республике Мордовия от <дата> он был признан участником подпрограммы «Жилище» на 2009 год по ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия. Считает, что он был поставлен на улучшение жилищных условий на законных основаниях, в соответствии с действующими на то время нормами жилищного законодательства. Все эти годы он состоял в очереди на улучшение жилищных условий. В судебном заседании Чикин Ю.А. исковые требования увеличил, просил суд признать незаконными протоколы жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от <дата> и от <дата> в части исключения его из списка очередности на получение жилья и улучшение жилищных условий. В остальной части требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Решением Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 27 января 2011 г. исковые требования Чикина Ю.А. удовлетворены. Признаны незаконными и отменены решения жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по <адрес> от <дата> и <дата> в части исключения Чикина Ю.А. из списка очередности на улучшение жилищных условий. Чикин Ю.А. восстановлен в списке очередности на улучшение жилищных условий по ФБУ ЛИУ-3 УФСМИН России по Республики Мордовия с <дата> На жилищно-бытовую комиссию ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия возложена обязанность включить Чикина Ю.А. в список граждан участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. На УФСИН России по Республике Мордовия возложена обязанность включить Чикина Ю.А. в сводный список граждан-участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на получение государственного жилищного сертификата в 2010 г. по Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия. В кассационной жалобе представитель ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Чапаева А.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, по существу ссылаясь на законность решений жилищной комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от <дата> и от <дата> об исключении Чикина Ю.А. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Республики Мордовия Паркина С.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку на момент постановки истца на очередь на улучшение жилищных условий в учетном деле Чикина Ю.А. отсутствовали акт межведомственной комиссии и решение главы местной администрации о непригодности его квартиры для проживания. Однако жилищная комиссия ЛИУ-3 при принятии решения о постановке истца на очередь на улучшение жилищных условий, документов о непригодности жилого помещения не затребовала, тем самым превысили имеющиеся у нее полномочия. Считает, что решения жилищно-бытовой комиссии ЛИУ-3 об исключении Чикина Ю.А. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются законными. В возражениях на кассационные жалобы Чикин Ю.А. просит решение суда оставить без изменения, кассационные жалобы ответчиков - без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, находит его подлежащим оставлению без изменения. Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от <дата> и протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии от <дата> Чикин Ю.А. исключен из списка очередников на улучшение жилищных условия в соответствии с пунктом 6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, которые при решении вопроса о постановке его на учет на улучшение жилищных условий не проверили его жилищные условия, то есть приняли на учет лицо, которое не нуждалось в улучшении жилищных условий. Согласно пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Рассматривая данный спор, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что доказательств о неправомерности действий должностных лиц, принявших решение о постановке на учет Чикина Ю.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ответчиком не представлено. Как установлено судом первой инстанции, представленные в <дата> Чикиным Ю.А. документы в жилищно-бытовую комиссию для решения вопроса о постановке его на учет на улучшение жилищных условий утеряны по вине ответчика, то суд обоснованно пришел к выводу о том, что истцом Чикиным Ю.А. в жилищно-бытовую комиссию представлялись все необходимые документы для решения вопроса о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В силу части 1 статьи 40 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшим в то время, когда истцу было предоставлено жилое помещение для проживания, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В данной статье указаны требования, которым должны отвечать предоставляемые гражданам жилые помещения по договору социального найма. Данная статья находилась в главе 1 Жилищного кодекса и, прежде всего, касается жилых помещений, которыми должны обеспечиваться граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В указанной статье названы требования, которым должны соответствовать жилые помещения: а) они должны быть благоустроенными применительно к условиям данного населенного пункта. К элементам благоустройства относятся водопровод, центральное отопление, электрическое освещение и другие виды коммунальных удобств. Уровень благоустройства в разных населенных пунктах неодинаков: в городах он значительно выше, в сельской местности, как правило, полностью благоустроенными являются лишь многоквартирные жилые дома; б) предоставляемые жилые помещения должны соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям. То есть они должны отвечать, в частности, объемно-планировочным параметрам (высота, площадь, изолированность и др.), температурно-влажностным показателям (температура и влажность помещения, загрязненность воздуха и т.п.). При этом жилые помещения должны отвечать и строительным показателям (не быть аварийными, ветхими, находиться в подвалах, бараках, вагончиках и других временных строениях). Полный пере перечень указанных показателей содержало «Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утвержденное Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. №529. В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Из материалов дела усматривается, что истец со своей семьей с 1979 года проживает по адресу: <адрес>. Данный дом введен в эксплуатацию в 1982 г., что подтверждается актом обследования помещения от <дата> Из акта проверки жилищных условий Чикина Ю.А. от <дата> следует, что данная квартира не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, жилая площадь недостаточна для четырех человек. В характеристике дома указано, что дом деревянный, ветхий, комнаты темные, сырые, изолированные, квартира отдельная. Жилая площадь - 49 кв.м, общая площадь - 55 кв.м. Одноэтажный барак. В доме газ, водопровод, канализация, отопление печное. Из акта обследования помещения от <дата>, расположенного по адресу: <адрес> следует, что фундаменты выполнены из бутобетона, стены - деревянные (осина). Фундаменты дали просадку, вследствие чего деревянные перекрытия и стены деформированы, прочностные характеристики конструкций нарушены. Фундамент частично разрушен, имеет трещины, венцы дома сгнили, кровля требует замены до 60%. Согласно заключению межведомственной комиссии от <дата> жилое помещение - <адрес>, признано непригодным для проживания. <дата> Чикин Ю.А. подал рапорт на имя начальника Учреждения ИК-3 о постановке его на очередь на улучшение жилищных условий в связи с тем, что жилое помещение в котором он проживает имеет печное отопление; состав семьи четыре человека, площадь помещения не соответствует квадратным метрам жилой площади. Данное заявление в тот же день было зарегистрировано в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий находящейся в учреждении ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия за номером 207. На основании совместного решения администрации и профкома учреждения ЖХ-385/3 № 4 от <дата> Чикин Ю.А. был поставлен на очередь на улучшение жилищных условий на основании поданного им <дата> заявления. Согласно пункту 12 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 18 января 1992г. №34, от 23 июля 1993 г. №726, от 28 февраля 1996 г. №199, с изм., внесенными определениями Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2002 г. №КАС 02-176, от 31 октября 2002 г. №КАС 02-589, от 18 сентября 2003 г. №КАС 03-413) для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме. Судом установлено, что истцом Чикиным Ю.А. к заявлению о постановке на учет на улучшение жилищных условий были приложены: справка о составе семьи, выписки из домовой книги, выписки из финансового лицевого счета и другие документы. Согласно пункту 13 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления жилых помещений в Мордовской АССР, утвержденных постановлением Совета Министров МАССР и президиумом облсовпрофа от 3 декабря 1984 г. № 518, действовавших в 1999 г., поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется на предприятиях, в учреждениях, организациях жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссиярассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации. Как правильно установлено судом первой инстанции, в списках очередности граждан на получение, расширение и улучшение жилищных условий сотрудников в ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия по состоянию на 2000-2009 годы значится Чикин Ю.А., основанием постановки его на учет на улучшение жилищных условий в 2000, 2001 годах явилось улучшение жилищных условий, с 2002 г. по 2009 г. - недостаточная общая площадь. Таким образом, в судебном заседании установлено, что в различных документах Чикин Ю.А. значится стоящим на очереди на улучшение своих жилищных условий по разным основаниям: улучшением жилищных условий, в связи с недостаточной общей площадью, в связи с тем, что занимаемая им квартира не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, не пригодна для проживания четырех членов семьи на занимаемой площади. Решением заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия от <дата> Чикин Ю.А. был признан участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2010г.» <дата> на заседании рабочей группы по обеспечению реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по УФСИН России по Республике Мордовия Чикин Ю.А. с составом семьи был включен в сводный список на 2010 год граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2002-2010 годы» по УФСИН России по Республике Мордовия. Решением заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по <адрес> от <дата> Чикин Ю.А. был снят с очереди на улучшение жилищных условий как незаконно стоящий в очереди на улучшение жилищных условий в связи с тем, что в учетном деле не имеется документа о подтверждении ветхости жилья. На заседании жилищной комиссии ФБУ ЛИУ-3 от <дата> было внесено дополнение в протокол жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 от <дата> <№>. Слова «Снять Чикина Ю.А. с очереди на улучшение жилищных условий» дополнены словами «в соответствии с п.6 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет». Как правильно установлено судом первой инстанции, основанием признания Чикина Ю.А. с членами его семьи, нуждающимися в улучшении жилищных условий послужило, как их проживание в жилом помещении (доме), не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, так и недостаточная жилая площадь. В настоящее время истец с членами семьи проживает в этом же жилом помещении. Согласно заключению эксперта <№> от <дата> <адрес> на период <дата> были отдельные несоответствия строительным нормам и СниПам, санитарно-гигиеническим и пожаротехническим нормам и правилам в части сопротивления теплопередаче существующих наружных стен и чердачных покрытий (п. 2.1. СНиП 11-3-79 «Строительная теплотехника»), размеров продухов техподполья (п. 1.47 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания»), отсутствия горячей воды, канализации и шланга (рукава) первичного устройства внутриквартирного пожаротушения на ранней стадии (п.3.1 и 3.1 а СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания»), несоответствия отметки пола квартиры п.23 раздела 2 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». На период проведения осмотра не соответствия строительным, санитарным, техническим, и противопожарным требованиям имевшие место в 1999 г. остались. Кроме этого, имеются несоответствия п.7.33 в части оборудования жилых помещений квартир (кроме санузлов, ванных комнат, душевых, постирочных, саун), автономными дымовыми пожарными извещателями, соответствующими требованиям НПБ 66-97, п. 11.3 в части оснащения инженерные системы здания приборами учета холодной воды, электроэнергии и газа при централизованном снабжении, несоответствия отметки пола квартиры п.23 раздела 2 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».Вентиляционный канал не отвечает п.3.89,3.90,3.91,3.92,3.93 СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», п.8.3,8.4 СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», п.Г.10, Г.12 СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспорядительных систем из металлических и полиэтиленовых труб». Степень физического износа основных несущих и ограждающих конструкций по состоянию на <дата> невозможно дать заключение в виду истечения времени - более одиннадцати лет, поскольку за данный срок произошел значительный износ конструктивных элементов дома, проводился частичный ремонт отдельных конструкций и элементов дома. На момент осмотра степень физического износа несущих и ограждающих конструкций и других элементов квартиры составляет 45.3%. Состояние квартиры неудовлетворительное. Степень физического износа основных несущих и ограждающих конструкций и других элементов холодной пристройки составляет 47.9%. Состояние холодной пристройки неудовлетворительное. Эксплуатация здания возможна с ограничениями. Требуется немедленный капитальный ремонт здания с восстановлением или частичной заменой фундаментов, стен, перекрытий, покрытия крыши, инженерного оборудования. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего представления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утратыими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение им жилых помещений. Исходя из указанной правовой нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для снятия Чикина Ю.А. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия не имелось. В связи с чем, его право на улучшение жилищных условий сохраняется. При таких обстоятельствах, материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, поэтому не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. Необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность и обоснованность решения. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия определила: решение Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 27 января 2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Чапаевой А.А. и представителя УФСИН России по Республики Мордовия Паркиной С.В. - без удовлетворения. Председательствующий Г.К.Екония Судьи Е.Г.Козина Н.И.Межевова