Решение суда о возложении обязанности зачесть в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья периодов работы и назначении досрочной труд. пенсии оставлено без изменения



Судья     Крысина З.В.                    Дело № 33-589/27 Докладчик Адушкина И.В.                                                  КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                             Литюшкина В.И.

судей                                                                                    Адушкиной И.В.

         Демидчик Н.В.

при секретаре        Мещеряковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 марта 2011г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 января 2011г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., объяснения истицы Каревой В.Н. и ее представителя Шукшиной И.А., исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Карева В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту - ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. В обоснование требований указала, что 28 сентября 2010 г. она обратилась в ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением начальника Пенсионного Фонда № 63017/367-1161 от 25 октября 2010 г. в назначении данной пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа работы. В специальный стаж в календарном исчислении были засчитаны следующие периоды: с 01 августа 1983г. по 09 февраля 1984г., с 04 октября 1985г. по 25 мая 1987г. - работа в должности патронажной медицинской сестры врачебной амбулатории пос. <данные изъяты> <данные изъяты> центральной районной больницы; с 10 февраля 1984г. по 12 июня 1984 г. - отпуск по беременности и родам; с 13 июня 1984г. по 03 октября 1985г. - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Считала, что указанные периоды должны быть засчитаны ей в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца, как за работу в сельской местности.

Просила суд решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 63017/367-1161 от 25 октября 2010 г. признать незаконным и отменить; обязать Пенсионный фонд включить ей спорные периоды в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца и назначить ей досрочную трудовую пенсию с 28 сентября 2010 года.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 января 2011г. иск Каревой В.Н. удовлетворен.

Решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 63017/367-1161 от 25 октября 2010 года признано незаконным и отменено.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность зачесть Каревой В.Н. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и три месяца периоды ее работы с 01 августа 1983г. по 09 февраля 1984г., с 04 октября 1985г. по 25 мая 1987г. в должности патронажной медицинской сестры врачебной амбулатории пос. <данные изъяты> <данные изъяты> центральной районной больницы, период отпуска по беременности и родам с 10 февраля 1984г. по 12 июня 1984 г., период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 13 июня 1984г. по 03 октября 1985г. и назначить Каревой В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 28 сентября 2010 г. по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ.

          С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Каревой В.Н. взыскано <данные изъяты> рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.

В кассационной жалобе начальник ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм пенсионного законодательства, просит его отменить, ссылаясь на то, что суд незаконно возложил обязанность на Пенсионный фонд включить в специальный стаж истице в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца периоды: с 01 августа 1983г. по 09 февраля 1984г., с 04 октября 1985г. по 25 мая 1987г. - работу в должности патронажной медицинской сестры врачебной амбулатории пос. <данные изъяты> <данные изъяты> центральной районной больницы; с 10 февраля 1984г. по 12 июня 1984 г.- отпуск по беременности и родам; с 13 июня 1984г. по 03 октября 1985г.- отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, поскольку учреждение Центральная районная больница, в которой работала заявительница, расположена в г. <данные изъяты>, а врачебная амбулатория, как структурное подразделение, не предусмотрена Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.№ 781.

В возражения на кассационную жалобу Карева В.Н. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что решением ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 25 октября 2010 г. № 63017/367-1161 Каревой В.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001г. Периоды с 01 августа 1983г. по 09 февраля 1984г., с 04 октября 1985г. по 25 мая 1987г.- работа в должности патронажной медицинской сестры врачебной амбулатории пос. <данные изъяты> <данные изъяты> центральной районной больницы; с 10 февраля 1984г. по 12 июня 1984 г.- отпуск по беременности и родам; с 13 июня 1984г. по 03 октября 1985г. - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитаны в специальный стаж истицы в календарном исчислении со ссылкой на то, что учреждением является Центральная районная больница, расположенная в г. <данные изъяты>. Как структурное подразделение «врачебная амбулатория» не поименована Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. № 464, пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. № 1066, пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781.

Суд первой инстанции правомерно признал данное решение Пенсионного фонда в оспариваемой части незаконным.

Из трудовой книжки Каревой В.Н. следует, что она 02 августа 1983г. зачислена на должность патронажной медсестры во врачебную амбулаторию пос. <данные изъяты> <данные изъяты> центральной районной больницы; 25 мая 1987г. уволена по переводу в в/ч <№> на должность старшей сестры анестезистки.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, действующим до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, было предусмотрено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781, правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, наделены средний медицинский персонал: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), заведующий медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер) в больницах всех наименований, в том числе, и в амбулаториях.

Таким образом, право на трудовую пенсию по старости работники учреждений здравоохранения имеют в связи с характером выполняемой ими работы, то есть лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Из архивной справки администрации муниципального образования <данные изъяты> Ленинградской области от 05 августа 2009г. № 1174/375 усматривается, что в документах архивного фонда <данные изъяты> центральной районной больницы содержится приказ № 90 от 01 августа 1983г., согласно которому Карева В.Н. 01 августа 1983г. принята на 0,5 ставки детской патронажной медсестры и 0,5 ставки взрослой патронажной медсестры <данные изъяты> врачебной амбулатории (л.д.17).

Согласно справке администрации муниципального образования <данные изъяты> <данные изъяты> района Ленинградской области от 06 сентября 2010г. № 416-03 поселок <данные изъяты> <данные изъяты> района Ленинградской области находится на территории МО <данные изъяты> <данные изъяты> района Ленинградской области и является сельским населенным пунктом на основании Справочника «Административно-территориального деления Ленинградской области» от 01 января 2007 года, утвержденного Комитетом по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области (л.д.18).

Из справки исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов <данные изъяты> района Ленинградской области от 20 мая 1987г. № 317 следует, что Карева В.Н. работала медицинской сестрой в <данные изъяты> амбулатории и с 1 мая 1987 была переведена в в/часть (л.д.23).

Признавая решение Пенсионного фонда в части не включения в специальный стаж истицы в льготном исчислении периодов работы с 01 августа 1983г. по 09 февраля 1984г., с 04 октября 1985г. по 25 мая 1987г. в должности патронажной медицинской сестры врачебной амбулатории пос. <данные изъяты> <данные изъяты> центральной районной больницы незаконным, суд правильно указал в решении не то, что истица в данные периоды работала в медицинском учреждении, которое находится в сельской местности.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г.№ 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии со статьями 12 - 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

В силу подпункта «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Аналогичная норма действовала и с 01 августа 1983г. по 09 февраля 1984г., с 04 октября 1985г. по 25 мая 1987г. - в периоды выполнения истицей обязанностей патронажной медицинской сестры врачебной амбулатории пос. <данные изъяты> <данные изъяты> центральной районной больницы, а именно: пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке за один год и 3 месяца.

Таким образом, деятельность <данные изъяты> врачебной амбулатории <данные изъяты> районной больницы, где работала истица в оспариваемые периоды, была связана с лечебно-профилактической деятельностью по охране здоровья населения, поэтому выполнение истицей должностных обязанностей медсестры данной врачебной амбулатории свидетельствует об осуществлении истицей лечебной деятельности по охране здоровья населения, что дает ей право на включение этих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца.

В соответствии с архивной справкой от 09 ноября 2009г. № 1628/526, выданной администрацией муниципального образования <данные изъяты> Ленинградской области, в документах архивного фонда <данные изъяты> центральной больницы содержатся сведения о нахождении Каревой В.Н., медсестры амбулатории пос. <данные изъяты>, в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет с 04 апреля 1985г. по 04 октября 1985г. (л.д.20).

Судом первой инстанции установлено, что в период с 10 февраля 1984г. по 12 июня 1984г. Карева В.Н. находилась в отпуске по беременности и родам, а с 13 июня 1984г. по 03 октября 1985г. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Суд обоснованно исходил из того, что, реализуя нормативные предписания, закрепленные в пункте 3 статьи 1 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 № 30 «О реализации Федеральных Законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О Государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Министерством труда Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации издано информационное письмо от 04 ноября 2002г. № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067, согласно которому период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, Карева В.Н. находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Поскольку ранее действовавшее законодательство предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа, период нахождения Каревой В.Н. в отпуске по беременности и родам с 10 февраля 1984г. по 12 июня 1984г., а также период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 13 июня 1984г. по 03 октября 1985г., предоставленные ей до 06 октября 1992 г., суд первой инстанции обоснованно засчитал в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении.

Выводы суда подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, приведя исчерпывающие обоснования своих выводов.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от                      21 января 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                    В.И.Литюшкин

Судьи                                                                         И.В.Адушкина

              Н.В.Демидчик