Решение суда, которым частично удовлетворен иск о компенсации морального вреда в связи с незаконными действиями сотрудников милиции, оставлено без изменения.



Судья Кечкина Н.В.       Дело №33-703/43

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Литюшкина В.И.

судей        Адушкиной И.В.

                                                                                  Козиной Е.Г.

        

при секретаре       Кулаевой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 апреля 2011 г. в городе Саранске Республики Мордовия дело по кассационным жалобам Мусалева Г.Д. и представителя Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Мордовия Назаровой Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 февраля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения истца Мусалева Г.Д. подержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Мордовия Азоркиной С.А., действующей на основании доверенности от 21 января 2011 г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Мусалев Г.Д. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов по Республике Мордовия о компенсации морального вреда в связи с незаконными действиями сотрудников милиции, выразившиеся в незаконном административном задержании, а также незаконным привлечением его к административной ответственности.

Просил суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации по Республике Мордовия компенсацию морального вреда в размере        <данные изъяты> рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 февраля 2011 г. исковые требования Мусалева Г.Д. удовлетворены частично.

С Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в пользу Мусалева Г.Д. взыскана компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Мусалев Г.Д. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, считает, что присужденная денежная компенсация морального вреда несоразмерна его физическим и нравственным страданиям.

В кассационной жалобе представитель Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Мордовия Назарова Н.В. просит решение суда отменить, по существу ссылаясь на то, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком. Вместе с тем, указывает на недоказанность того, что нравственные и физические страдания, которые перенес истец, явились следствием виновных и незаконных действий должностных лиц органов государственной власти.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Министерства внутренних дел по Республики Мордовия Макшанова Н.А. просит кассационную жалобу Мусалева Г.Д. оставить без удовлетворения, кассационную жалобу представителя Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Мордовия Назаровой Н.В. поддерживает по доводам, изложенным в ней.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, находит его правильным.

Из материалов дела следует, что <дата> инспектором службы ПППСм МВД по Республике Мордовия "К." был составлен протокол <№> об административном правонарушении в отношении Мусалева Г.Д., по тем основаниям, что <дата> Мусалев Г.Д. в 10 часов 30 минут около <адрес> выражал явное неуважение к обществу, ругаясь грубой нецензурной бранью, чем нарушил общественный порядок, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ.

<дата> в отношении Мусалева Г.Д. применена мера обеспечения по делу об административном правонарушении в виде административного задержания, о чем в 11 часов <дата> помощником оперативного дежурного ОВД по Ленинскому району ГО Саранск "Ч." составлен протокол об административном задержании.

В протоколе об административном задержании имеется запись об освобождении Мусалева Г.Д. в 11 часов 00 минут <дата>

Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка <№> Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 26 сентября 2009г. производство по делу об административном правонарушении в отношении Мусалева Г.Д. по статье 20.1 части 1 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Таким образом, судом установлено, что <дата> в отношении истца незаконно была применена мера обеспечения по делу об административном правонарушении в виде административного задержания.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 2 статьи 27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Разрешая данный спор, суд правильно применил нормы материального права и исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2003 г. №440-0 «По жалобе гражданки Аликиной Т.Н. на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации положение лица, задержанного в качестве подозреваемого и помещенного в условия изоляции, по своему правовому режиму, степени применяемых ограничений и претерпеваемых в связи с этим ущемлений тождественно положению лица, в отношении которого содержание под стражей избрано в качестве меры пресечения. Следовательно, и вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры, должен возмещаться государством в полном объеме независимо от вины соответствующих должностных лиц не только в прямо перечисленных в пункте 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации случаях, но и тогда, когда вред причиняется в результате незаконного применения в отношении гражданина такой меры процессуального принуждения, как задержание.

Бремя доказывания того обстоятельства, являются ли незаконными действия сотрудников милиции, составивших протокол о совершении административного правонарушения, их виновность в причинении вреда, лежит на причинителе вреда, а не на истце.

Согласно указаниям Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 г. №9-П, административное задержание является правомерным, если оно, отвечая критериям, вытекающим из статей 22 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с подпунктом «с» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обусловлено характером правонарушения и необходимо для последующего исполнения решения по делу об административном правонарушении.

Применение любых мер административного пресечения при отсутствии самого факта совершения административного правонарушения не может быть признано законным, поскольку оно применялось должностным лицом хотя и в рамках установленных законом полномочий, но с нарушением указанных выше целей и критериев, при отсутствии достаточных оснований.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы Министерства внутренних дел Республики Мордовия о неправомерности компенсации морального вреда, несостоятельными, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено существенных нарушений норм процессуального права или неправильного применения норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения.

Доводы кассационной жалобы представителя Министерства внутренних дел Республики Мордовия сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене обжалуемого решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Министерства внутренних дел по Республике Мордовия не имеется.

Также не имеется оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы истца Мусалева Г.Д., поскольку при определении размера компенсации морального вреда, судом приняты во внимание, что истец в течение 24 часов был лишен права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, в виду применения в отношении него меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания, сходная по своему характеру с административным наказанием в виде административного ареста. Условия содержания в изоляции, которые истец вынужден был претерпевать в течение вышеуказанного времени, причинили ему интенсивные нравственные страдания, страх и чувства неполноценности, способные унизить и оскорбить его, причем эти чувства обострялись лишением свободы в отсутствие законных оснований.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а поэтому оснований для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Исходя из изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Мусалева Г.Д., представителя Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Мордовия Назаровой Н.В. - без удовлетворения.

Председательствующий В.И.Литюшкин

Судьи        И.В.Адушкина

                                                                         Е.Г.Козина