решение районного суда об отказе в удовлетворении иска о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, штрафа за неуплату сумм налога и пени за просрочку уплаты налога оставлено без изменения



Судья Сюлин И.А.                   Дело № 33-612/30 Докладчик Адушкина И.В.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                                                     Литюшкина В.И.

судей                                                                                        Адушкиной И.В.

                                                                                                   Фошиной С.С.

      при секретаре              Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 05 апреля 2011 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия Попова В.И. на решение Темниковского районного суда Республики Мордовия от 15 февраля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия Сунгаевой Е.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия (далее по тексту - Межрайонная ИФНС № 7 по Республике Мордовия) обратилась в суд с иском к Дивееву М.Р. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2009 год, штрафа за неуплату физическим лицом сумм налога и пени за просрочку уплаты налога.

В обосновании требований указано, что 12 апреля 2009 г. Дивеевым М.Р. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2009 год. К возврату из бюджета заявлена сумма налога на доходы физических лиц за 2009 год в размере <данные изъяты> рубля, так же заявлена сумма дохода от продажи имущества, находившегося в собственности более 3-х лет в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей от продажи иного имущества, находящегося в собственности 3 года и более. Для расчета налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2009 год применен имущественный налоговый вычет в размере <данные изъяты> рублей.

В период с <дата> по <дата> на основе представленной декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009 год в отношении Дивеева М.Р. была проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой было установлено, что согласно пункту 2 договора купли-продажи части жилого дома с земельным участком от <дата>, указанная часть жилого дома общей площадью 304,8 кв.м. принадлежит продавцу на праве собственности на основании решения Темниковского районного суда Республики Мордовия от 11 июня 2008 г., вступившего в законную силу 24 июня 2008 г., и определения Темниковского районного суда Республики Мордовия от 19 сентября 2008 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия <дата> (запись регистрации <№> от <дата> серии <№>).

Земельный участок принадлежит продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от <дата>, удостоверенного Государственным нотариусом <данные изъяты> государственной нотариальной конторы К.С.Н. <дата> (реестровый <№>, зарегистрирован в Темниковской БТИ <дата>); распоряжения <№> от <дата>, выданного Темниковской городской администрацией Мордовской ССР, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия <дата> (запись регистрации <№> от <дата> серии <№>).

В связи с тем, что право собственности у Дивеева М.Р. на реализуемое имущество по договору купли-продажи возникло с момента государственной регистрации права, то есть <дата>, то часть жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> находились в собственности налогоплательщика менее 3-х лет.

По результатам проверки <дата> заместителем начальника было вынесено решение <№> о привлечении Дивеева M.P. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, установленного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. <дата> ответчику было направлено требование <№> об уплате им налога в сумме <данные изъяты> рублей и штрафа на сумму <данные изъяты> рублей в срок до <дата> однако Дивеевым М.Р. до настоящего момента налог не уплачен.

На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за просрочку исполнения обязательств по уплате налога на доходы физических лиц Дивееву М.Р. были начислены пени в размере <данные изъяты> ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Просили взыскать с Дивеева М.Р. задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в том числе <данные изъяты> рублей - налог; <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. - пени и <данные изъяты> рублей - санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Темниковского районного суда Республики Мордовия от 15 февраля 2011 г. в удовлетворении иска Межрайонной ИФНС России № 7 по Республики Мордовия к Дивееву М.Р. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2009 год в сумме <данные изъяты> рублей, штрафа за неуплату физическим лицом сумм налога в сумме <данные изъяты> рублей и пени за просрочку уплаты налога в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек отказано.

В кассационной жалобе начальник Межрайонной ИФНС № 7 по Республике Мордовия Попов В.И. считает решение суда незаконным, просит его отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что Дивеевым М.Р. <дата> в Межрайонную ИФНС России № 7 по Республике Мордовия была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), согласно которой ответчик получил доход от продажи 1/2 части жилого дома в размере <данные изъяты> рублей и от продажи земельного участка <данные изъяты> рублей. Согласно налоговой декларации указанное имущество находилось в собственности налогоплательщика Дивеева М.Р. 3 года и более.

С <дата> по <дата> Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия проведена камеральная налоговая проверка на основе первичной налоговой декларации (форма 3-НДФЛ), представленной налогоплательщиком Дивеевым М.Р. за 2009 год и следующих документов: справки о доходах физического лица за 2009 год <№> от <дата>, копии договора купли-продажи части жилого дома с земельным участком от <дата>, копии договора от <дата>, копии свидетельства о государственной регистрации права <№> от <дата>, копии свидетельств о государственной регистрации права <№> от <дата>, объяснительной от Дивеева М.Р., копии определения Темниковского районного суда Республики Мордовия от 19 сентября 2008 г., копии решения Темниковского районного суда Республики Мордовия от 11 июня 2008 г., копии справки, выданной Темниковским городским поселением Темниковского муниципального района Республики Мордовия от <дата>, распоряжения администрации Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия.

По результатам проверки <дата> заместителем начальника было вынесено решение <№> о привлечении Дивеева MP. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, установленного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. <дата> ответчику было направлено требование <№> об уплате им налога в сумме <данные изъяты> рублей и штрафа на сумму <данные изъяты> рублей в срок до <дата> Основанием такого требования послужило, по мнению Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия то, что имущество, проданное Дивеевым М.Р. в 2009 году (1/2 доля дома и земельный участок) находились у него на праве собственности менее 3-х лет.

Отказывая Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вынесенное налоговым органом по результатам проверки решение <№> от <дата> о привлечении Дивеева М.Р. к налоговой ответственности в виде штрафа за неуплату физическим лицом сумм налога на доходы физических лиц, а также начисление пени за просрочку исполнения обязательств по уплате налога на доходы физических лиц являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источника в Российской Федерации относятся, в том числе доходы, полученные физическими лицами от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.

В силу статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Моментом заключения договора, подлежащего государственной регистрации, является момент его регистрации (пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Судом первой инстанции установлено, что согласно договору купли-продажи от <дата>, Д.Д.К., именуемый «продавец» и Дивеев М.Р., именуемый «покупатель», заключили договор о купле-продаже 1/2 доли жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.

В пункте 6 договора указано, что переход права собственности на 1/2 долю от продавца к покупателю подлежит государственной регистрации в БТИ г.Темникова Республики Мордовия. Договор составлен и подписан в трех экземплярах, удостоверен государственным нотариусом <данные изъяты> государственной нотариальной конторы К.С.Н. <дата>, реестровый номер <№>.

Указанный договор был зарегистрирован в Темниковском БТИ <дата> (инвентарное дело <№>, впоследствии инвентарное дело <№>).

Согласно Распоряжениям Главы администрации Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района республики Мордовия <№> от <дата> и <№> от <дата> почтовый адрес части жилого дома и земельного участка Дивеева М.Р. был изменен <дата> с <адрес>, и с <дата> - на <адрес>

Из технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес> усматривается, что по состоянию на 25 декабря 1995г. собственниками указаны Д.Д.К. и О.М.А., а с 26 ноября 1998г. вместо Д.Д.К. указан Дивеев М.Р. Имеющиеся в данном техническом паспорте поэтажные планы строения и подвала, их размеры и площади полностью совпадают с планами строения и подвала, размерами и площадями, указанными в техническом паспорте на этот же объект по состоянию на 10 декабря 2007г., а также в техническом паспорте на часть жилого дома (на 1/2 долю этого жилого дома) по <адрес> по состоянию на 06 августа 2008г., в котором собственником указан Дивеев М.Р., а правоустанавливающим документом указан договор купли-продажи от <дата>.

В техническом паспорте на указанное строение по состоянию на 25 декабря 1995г. общая полезная площадь указана в размере 610, 7 кв.м, из них жилой - 359,4 кв.м, в техническом паспорте на это же строение по состоянию на 10 декабря 2007 общая полезная площадь указана в размере 609,7 кв.м, из них жилой - 359,4 кв.м.

Незначительное расхождение в 1 кв.м в технических паспортах в общей полезной площади жилого дома по адресу: <адрес>, объясняется применением более точного измерительного прибора при изготовлении паспорта в 2007 году.

Решением Темниковского районного суда Республики Мордовия от 11 июня 2008 г. за Дивеевым М.Р. признано право собственности на 1/2 долю жилого дома с указанием общей полезной и жилой площадей, которые равны половине полезной и жилой площадей, указанных в технических паспортах на этот жилой дом по состоянию как на 25 декабря 1995г., так и по состоянию на 10 декабря 2007г..

В декабре 2007 года по заявлению собственников был изготовлен новый технический паспорт на этот дом, а в августе 2008 года были изготовлены технические паспорта на каждую 1/2 долю жилого дома по <адрес>, с присвоением номера <№> по <адрес> на 1/2 долю, принадлежавшую Дивееву М.Р.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, прекращения, перехода права собственности (вещного права) на недвижимое имущество.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 года.

На территории Республики Мордовия учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним созданы с 01 декабря 1998 года, согласно постановлению Правительства Республики Мордовии от 10 августа 1998 г. № 374 «О создании учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Мордовия». До официального сообщения Учреждения юстиции о начале исполнения своих полномочий, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется прежними регистрирующими органами.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрации таких прав проводится по желанию их обладателей.

Судом первой инстанции установлено, что регистрация права собственности на 1/2 долю жилого дома ответчиком Дивеевым М.Р. была произведена в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество в ноябре 1998 года, о чем в Темниковском отделении БТИ <дата> произведена запись о регистрации права личной собственности за Дивеевым М.Р. на домовладение <№> по <адрес> (запись в реестре за <№>).

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Согласно пункту 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что Дивеев М.Р. имел на праве собственности 1/2 долю жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> более трех лет.

Выводы суда, помимо вышеуказанных письменных доказательств, подтверждаются также показаниями свидетелей А.В.И., О.Ю.А., К.М.П., К.С.Н.

Всем представленным доказательствам суд, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дал надлежащую оценку в судебном решении, выводы суда мотивированы, соответствуют представленным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не установлено.

Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и отвечает требованиям закона, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь его отмену.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                                       о п р е д е л и л а:

Решение Темниковского районного суда Республики Мордовия от                        15 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Межрайонной ИФНС № 7 по Республике Мордовия Попова В.И. - без удовлетворения.

        Председательствующий                                         В.И.Литюшкин

       

Судьи                                                                       И.В.Адушкина

     С.С.Фошина