Судья Нуянзина Л.Н. Дело N 33-670/27 Докладчик Адушкина И.В. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: судьи-председательствующего: Литюшкина В.И. судей: Адушкиной И.В. Козиной Е.Г. при секретаре: Кулаевой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 апреля 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 16 февраля 2011 г. Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Ионова Т.М. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа ей было отказано в назначении досрочной пенсии по выслуге лет из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не были включены периоды ее работы с 16 октября 1989 г. по 30 ноября 1997 г., с 4 декабря 1997 г. по 28 октября 1998 г., с 29 октября 1998 г. по 31 декабря 1998 г., с 1 ноября 1999 г. по 25 апреля 2000 г. в должности медицинской сестры физкабинета <данные изъяты> и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 4 декабря 1989 г. по 30 декабря 1989 г. и с 10 февраля 2000 г. по 10 марта 2000 г. Считала отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и необоснованным и просила отменить решение пенсионного органа от 8 октября 2010 г., обязать включить в специальный стаж спорные периоды работы в должности медицинской сестры физкабинета <данные изъяты>, курсы повышения квалификации в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца и назначить досрочную пенсию с момента обращения за ней в пенсионный орган. (л.д.1-6,33). Определением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 16 февраля 2011 г. производство по делу в части разрешения исковых требований Ионовой Т.М. о включении в специальный стаж периодов работы с 1 ноября 1999 г. по 25 апреля 2000 г. в должности медицинской сестры физкабинета <данные изъяты> на 0,5 ставки и период нахождения на курсах повышения квалификации с 10 февраля 2000 г. по 10 марта 2000 г. прекращено, в связи с отказом истицы в этой части исковых требований. (л.д.66-68). Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 16 февраля 2011 г. исковые требования Ионовой Т.М. удовлетворены в полном объеме (л.д.69-77). В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромова Н.А. просила решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства. (л.д.82-85) Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения. Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 8 октября 2010 г. Ионовой Т.М. в назначении пенсии было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не были включены периоды ее работы с 16 октября 1989 г. по 30 ноября 1997 г., с 4 декабря 1997 г. по 28 октября 1998 г., с 29 октября 1998 г. по 31 декабря 1998 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 4 декабря 1989 г. по 30 декабря 1989 г.) в должности медицинской сестры физкабинета <данные изъяты>, так как наименование учреждения <данные изъяты> не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работников здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 №781, а также в индивидуальных сведениях с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1998 г. не предоставлен код льготы. (л.д.17-19). Из копии трудовой книжки на имя Ионовой Т.М.в период с 16 октября 1989 г. по 31 декабря 1998 г. следует, что она работала медицинской сестрой физкабинета <данные изъяты> (л.д.9-12). Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охранен здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения". Согласно пункту 2 Правил врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца. В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. N 464. Пунктом 1 указанного постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Исходя из выше перечисленных правовых норм, суд обоснованно включил в специальный стаж Ионовой Т.М. периоды ее работы с 16 октября 1989 г. по 30 ноября 1997 г., с 4 декабря 1997 г. по 28 октября 1998 г., с 29 октября 1998 г. по 31 декабря 1998 г. в должности медицинской сестры физкабинета <данные изъяты> в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца, указав, что наименование <данные изъяты> является лишь уточнением медицинского профиля данного учреждения. В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичные нормы содержались и в п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066, а также в статье 112 КЗоТ РСФСР, действовавших в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Учитывая, что период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направляется на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и соответствующую профессиональную деятельность. Таким образом, суд первой инстанции правомерно включил период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 4 декабря 1989 г. по 30 декабря 1989 г. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Установив, что у истицы с учетом включенных пенсионным органом периодов ее работы и зачтенных оспариваемых периодов судом, имеется более 30 лет необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии, суд правильно обязал пенсионный орган назначить ей данную пенсию с момента обращения за ней, то есть с 1 октября 2010 г. Выводы суда подтверждены имеющимися по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. С учетом изложенного, довод кассационной жалобы о том, что не проставлен код льготы, с учетом которого определяется право на досрочную пенсию, не может являться основаниями для отмены решения суда, поскольку отсутствие соответствующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета (указания в них кодов особых условий работы), а также несохранность иных значимых для данного дела документов, не может быть поставлена в вину истцу, так как за них отвечает работодатель. Поэтому спорные периоды работы истицы обоснованно включены судом в специальный стаж для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доводы кассационной жалобы ответчика повторяют по существу основания отказа истице в назначении досрочной трудовой пенсии, были предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции и по мотивам, изложенным в решении, правильно признаны необоснованными. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может. На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия определила: решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 16 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. - без удовлетворения. Судья-председательствующий В.И.Литюшкин Судьи И.В.Адушкина Е.Г.Козина