Решение районного суда об удовлетворении исковых требований в части продления очередного ежегодного отпуска на период временной нетрудоспособности отменено в части с вынесением нового решения об отказе в иске о продлении очередного ежегодного отпуска.



Судья Пахомов А.В.               Дело № 33-699/9Докладчик Адушкина И.В.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего:           Литюшкина В.И.

судей:                                                                              Адушкиной И.В.

                                  Козиной Е.Г.

при секретаре               Кулаевой О.Н.

с участием помощника прокурора

         Республики Мордовия                        Каштановой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 апреля 2010 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе Клюева В.В. и кассационной жалобе представителя УФСИН России по Республике Мордовия Аверкиной И.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 февраля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., объяснения истца Клюева В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика УФСИН России по Республике Мордовия Аверкиной И.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Федерального бюджетного учреждения «Межрайонной уголовно-исполнительной инспекции №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» Ельцова П.С. об отмене решения суда в части удовлетворенных требований, мнение помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В. об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований о продлении Клюеву В.В. очередного ежегодного отпуска на период временной нетрудоспособности и в остальном оставлении без изменения решения, судебная коллегия

установила:

Клюев В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия и Федеральному бюджетному учреждению «Межрайонной уголовно-исполнительной инспекции №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о восстановлении на работе.

В обоснование своих требований указал, что с 15 декабря 1997 года он работал в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Последняя занимаемая им должность - <данные изъяты> ФБУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», звание - <данные изъяты>. 6 декабря 2010 года он обратился с рапортом на имя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия с просьбой об увольнении по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, с предоставлением очередного ежегодного отпуска за 2010 год. Приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия от 8 декабря 2010 года №702лс он был уволен из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по пункту «в» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) с 29 января 2011 года. 27 января 2011 года на имя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия он направил телеграмму, в которой попросил считать его рапорт об увольнении недействительным и отменить приказ об увольнении. О принятом решении ему сообщено не было.

Считал, что данный приказ составлен в нарушение пункта 17.16 Приказа Министерства юстиции РФ от 6 июня 2005 года №76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», так как он был уволен во время отпуска, в течение которого был период болезни. Кроме того дата увольнения совпадает с выходным днем, что противоречит пункту 17.16 Инструкции и Трудовому кодексу РФ.

Просил суд восстановить его на работе в должности <данные изъяты> ФБУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», продлить ему очередной ежегодный отпуск за 2010 год на период временной нетрудоспособности с 5 по 14 января 2011 года и признать незаконным приказ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия от 8 декабря 2010 года №702 лс.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 февраля 2011 г. исковые требования Клюева В.В. удовлетворены частично.

Клюеву В.В. продлен очередной ежегодный отпуск на период временной нетрудоспособности до 8 февраля 2011 года.

В остальной части исковые требования Клюева В.В. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Клюева В.В. просит решение суда отменить, вынести новое решение о восстановлении его на работе в прежней должности, ссылаясь на то, что судом не учтен тот факт того, что им был отозван рапорт об увольнении до даты увольнения. (л.д.125-126).

В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Республике Мордовия Аверкина И.В. просила решение суда в части удовлетворения исковых требований Клюева В.В. отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что трудовые отношения с Клюевым В.В. были прекращены перед уходом в отпуск и с момента начала отпуска ответчик не должен нести обязательств перед таким работником в части продления ежегодного оплачиваемого отпуска. (л.д.128-130).

Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит решение подлежащим частичной отмене.

         Как следует из материалов дела и установлено судом 6 декабря 2010 года Клюев В.В. обратился с рапортом о предоставлении очередного ежегодного отпуска за 2010 год с последующим увольнением из уголовно-исполнительной системы по пункту «в» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).

Приказом начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия от 8 декабря 2010 года №702 лс Клюев В.В. - <данные изъяты> ФБУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» был уволен по пункту «в» статьи 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), с 29 января 2011 года (л.д.3).

На основании отпускного удостоверения <№> Клюеву В.В. был разрешен очередной отпуск с 14 декабря 2010 года по 29 января 2011 года с пребыванием в <данные изъяты> (л.д.4).

23 января 2011 года Клюев В.В. подал рапорт о продлении очередного ежегодного отпуска за 2010 год, предоставленный ему с 14 декабря 2010 года по 29 января 2011 года в связи с временной нетрудоспособностью по болезни в период с 5 по 14 января 2011 года (л.д.7).

27 января 2011 года Клюев В.В. направил телеграмму в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, в которой просил считать недействительным его рапорт от 6 декабря 2010 года с просьбой об увольнении и отмене приказа УФСИН РФ по РМ от 08 декабря 2010г. №702 лс (л.д.8).

В соответствии со статьей 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1 увольнение по основаниям, предусмотренным в пунктах "б", "в", "г", "д" настоящей статьи, может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел.

Согласно статье 46 Положения, сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы по основаниям, предусмотренным в пунктах "б", "в", "е", "ж", "з" статьи 58 настоящего Положения, по их желанию предоставляется очередной ежегодный отпуск. За неиспользованный в году увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается денежная компенсация в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со статьей 127 Трудового кодекса РФ при предоставлении отпуска с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался указанными выше нормами права, и признал, что особенность прекращения трудовых отношений при предоставлении отпуска с последующим увольнением состоит в том, что датой прекращения договора является не последний день работы, а последний день отпуска (часть 4 статьи 127 ТК РФ); к моменту ухода в отпуск трудовой договор с работником фактически считается расторгнутым.

Тщательно проверив доводы сторон, дав подробную оценку представленным доказательствам, суд пришел к выводу о том, что увольнение Клюева В.В. произведено в строгом соответствии с законом.

Между тем, удовлетворяя требование истца о продлении ему очередного ежегодного отпуска за 2010 год на период временной нетрудоспособности с 5 по 14 января 2011 года, суд исходил из того, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае временной нетрудоспособности работника. (статья 124 Трудового кодекса РФ)

С такими выводами суда согласиться нельзя.

За время болезни в период отпуска с последующим увольнением работнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, однако в отличие от общих правил (статья 124 Трудового кодекса Российской Федерации), отпуск на число дней болезни не продлевается.

Изъявив желание получить отпуск с последующим увольнением, работник тем самым выразил и желание прекратить трудовые отношения с работодателем (при увольнении по собственному желанию) или согласился с правомерностью их прекращения (при увольнении по другим основаниям). Дата расторжения трудового договора определяется в соответствии с приказом о предоставлении отпуска и в случае временной нетрудоспособности работника не меняется. Работодатель осуществляет все процедуры, связанные с увольнением по указанному основанию, до начала отпуска, а при представлении бывшим работником листка нетрудоспособности оплачивает его.

Следовательно, с момента начала отпуска работодатель не несет обязательств перед работником, получившим отпуск с последующим увольнением, в части продления ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного частью 1 статьи 124 Трудового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе Клюеву В.В. в удовлетворении данного требования, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств.

Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными нормативными актами - Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06 июня 2005 года N 76. Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.

В соответствии со статьей 62 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудник органов внутренних дел имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суд.

Согласно статье 17.20. Инструкции гражданин, уволенный из уголовно-исполнительной системы, имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суде (статья 62 Положения).

Как следует из материалов дела 13 декабря 2010 года истец был ознакомлен с приказом об увольнении, получил выписку из приказа и трудовую книжку. (л.д.71 оборот)

Указанные обстоятельства истцом в судебном заседании не оспаривались и подтверждены.

Суд первой инстанции, приняв во внимание, что истец в течение десяти дней с 5 по 14 января 2011 г. находился на «больничном», в результате срок для обращения с заявлением в суд об обжаловании приказа об увольнении истек 23 января 2011г., обоснованно пришел к выводу о пропуске Клюевым В.В., который обратился 01 февраля 2011 г., срока для обращения в суд. При этом суд правомерно отклонил довод истца о признании уважительной причиной пропуска срока обращения в суд как нахождение в отпуске.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем четвертым статьи 361 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 февраля 2011 г. в части удовлетворения исковых требований о продлении Клюеву В.В. очередного ежегодного отпуска на период временной нетрудоспособности до 8 февраля 2011 года отменить.

Вынести в этой части новое решение.

В иске Клюеву В.В. о продлении очередного ежегодного отпуска на период временной нетрудоспособности до 8 февраля 2011 года отказать.

В остальном это же решение суда оставить без изменения.

Судья-председательствующий          В.И.Литюшкин

Судьи             И.В.Адушкина

             Е.Г.Козина