о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



Судья Кечкина Н.В.             Дело № 33-654/27Докладчик Стариннова Л.Д. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.,

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Кулаевой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 апреля 2011 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 января 2011 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения Антипова С.П., возразившего относительно доводов кассационной жалобы; судебная коллегия

установила:

Антипов С.П. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование заявленных требований указал, что решением пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ему отказано из-за отсутствия требуемого стажа работы. В стаж для назначения пенсии не включен период прохождения им военной службы по призыву с 22 октября 1986 г. по 21 ноября 1988 г. Считает решение пенсионного органа незаконным и просит его отменить, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период прохождения им военной службы и назначить ему пенсию с 18 ноября 2010 г., взыскать судебные расходы.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 января 2011 г. исковые требования Антипова С.П. удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ Исаев В.С. просит решение суда отменить по мотиву его незаконности.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела и установлено судом решением ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовияот 26 ноября 2010 г. №74362//464-1287 Антипову С.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. В специальный стаж истца не был включен период прохождения им военной службы по призыву с 22 октября 1986 г. по 21 ноября 1988 г.(л.д.6).

Из трудовой книжки Антипова С.П. следует, что на основании приказа №384 по <данные изъяты> РОНО от 9 августа 1985 года он назначен воспитателем группы продленного дня <данные изъяты> средней школы, с 23 декабря 1985 года на основании приказа №592 по <данные изъяты> РОНО от 23 декабря 1985 года освобожден о работы в связи с переводом в другую школу, 24 декабря 1985 года Антипов С.П. на основании приказа №27 по <данные изъяты> РОНО от 23 декабря 1985 года принят в порядке перевода, согласно статьи 25 КЗоТ РСФСР учителем математики в школу <№> <адрес>, 15 октября 1986 года на основании приказа №158 от 14 октября 1986 года по <данные изъяты> РОНО освобожден от работы в связи с призывом в ряды Советской Армии с 15 октября 1986 года, 29 декабря 1988 г. принят на должность учителя производственного труда в среднюю школу <№> <адрес>. (л.д.8-9).

Согласно справки отдела военного комиссариата Республики Мордовия по городу Саранску Антипов С.П. проходил военную службу по призыву на должностях офицерского состава в период с 22 октября 1986 года по 21 ноября 1988 года, согласно данным военного билета Антипов С.П. проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР с 22 октября 1986 года по 21 ноября 1988 года (л.д.10,11).

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, при оценке пенсионных прав истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежало применению законодательство, действующее на момент выполнения истцом оспариваемых периодов работы.

Разрешая дело и удовлетворяя иск, суд обоснованно исходил из того, что в спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Антиповым С.П. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.

Учитывая, что периоду прохождения Антиповым С.П. службы в составе Вооруженных сил СССР непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, суд правомерно включил в стаж для назначения пенсии истцу период службы армии по призыву, поскольку вышеназванный период подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В связи с изложенным, отклоняется довод кассационной жалобы ответчика о неправомерном включении судом в стаж для назначения пенсии спорного периода прохождения военной службы.

Согласно пункту 4 Положения «О порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В связи с этим доводы кассационной жалобы ответчика о том, что вопреки названному Положению истец не выработал 2/3 педагогического стажа, является несостоятельным, поскольку судом установлено, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью истец имеет более 2/3 педагогического стажа, работая по педагогической специальности до настоящего времени.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 января 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ Исаева В.С. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                        Александров С.В.

Судьи            Стариннова Л.Д.

                                                                                           Скипальская Л.И.